Вперед, по Оренбуржью! В память о Розе Чубаревой

Музей истории Оренбурга расположен на берегу реки Урал. Это здание построено в 1856 году по приказу генерал-губернатора оренбургского и самарского Василия Алексеевича Перовского в стиле неоготика. Потому, вероятно, его еще называют замком. И охраняют как памятник архитектуры федерального значения. В фонде музея более 8 тысяч экспонатов, и ценнейший из них — прижизненный потрет Екатерины II работы художника Иоганна-Баптиста Лампи. Что интересно, построено здание для хранения губернского архива, казны и реликвий. Но более двухсот лет использовалось совсем по другому назначению.

Первыми ожили часы

А впрочем, что тут удивительного? Меняется власть — появляются другие приоритеты. При Василии Перовском в городе были построены великолепные здания, которые и сейчас украшают областной центр. Например, дом Дворянского собрания, Караван-сарай (созданный по рисункам архитектора Александра Брюллова) и вот этот замок, возведенный в 1856 году. Кстати, подряд на строительные работы выполнял Иван Петрович Скалочкин – талантливый крепостной архитектор-самоучка. В 1857-м Перовский покинул город. И военные решили использовать здание как гауптвахту.

А в 1930-х по указу уже советских властей часы-куранты, которые были установлены на ее башне, перевезли в Самару для строящегося здания окружного Дома офицеров. И долгое время башня смотрела пустыми глазницами. Процесс возвращения зданию первоначального предназначения начал председатель Оренбургского горисполкома Юрий Дмитриевич Гаранькин – после упразднения Приволжского военного округа он сделал все возможное, чтобы в 1970-х замок передали городу и началась реставрация. Но еще раньше ожили часы на башне.

 — Нужен был мастер для восстановления хронометра, — вспоминала создатель и директор Музея истории Оренбурга Роза Чубарева. — И часовщик нашелся, да еще какой! Николай Степанович Кузнецов успел поработать в одной из мастерских Швейцарии, оказался там, будучи в плену во время Великой Отечественной. По его чертежам и эскизам выточили бронзовые и чугунные детали. Не где-нибудь, а у нас в Оренбурге, на аппаратном и машзаводе. А колокола отлил на ТРЗ по старинным рецептам мастер В. А. Диянов. Собрал и настроил мелодию другой мастер, музыкальный, Ю. А. Авдеев. И теперь вот уже более 30 лет отбивает большой колокол каждый час, звучит над рекой красивая мелодия «Расцвели оренбургские степи». За часами наблюдает, подводит стрелки Анатолий Кузнецов, племянник Николая Степановича.

 Дивились старым мастерам

Музей истории открыли 30 апреля 1985 года — к 240-летию города. Большой вклад в оформление отреставрированного здания внесли оренбургские художники Антон Власенко и Владислав Еременко. Первое, что видят гости, — созданный ими левкас «Оренбург в трех веках». Цветные оконные витражи выполнены Юрием Гилевым и Татьяной Цыкуновой.

— Семь лет велись переговоры с «Водоканалом» об освобождении еще трех помещений замка, — рассказывала Роза Чубарева. — В них была водомерная. Наконец освободили. Что предстало нашим взорам: выбитая до кирпича штукатурка, плесень, соль от воды на стенах и кирпичах… На полу по желобу текла река под здание. В 1991 — 1992-м его сушили, потом ремонтировали. К 250-летию города открыли еще три экспозиции.

Перенесли из старинного особняка ХIХ века — мельницы Юрова — белый французский камин с позолотой. Дивились мастерству печника: чем ниже, тем прочнее, в середине аккуратные колодцы-дымоходы. Даже кирпич разного размера и цвета использовали старые мастера.

За 30 с лишним лет существования музей стараниями коллектива сотрудников собрал более 8 тысяч вещественных памятников и документов. Это коллекции наград и монет разного периода, иконы, портреты, гравюры, фотографии, рукописные и старопечатные книги, старинное оружие, редкие образцы тканей, одежды, замечательные произведения прикладного искусства.

Все, что найдено в курганах

Тематико-экспозиционные планы на все залы музея составлены краеведом и археологом Сергеем Александровичем Поповым. Он с 1948 года был научным сотрудником областного краеведческого музея, но не имел никаких званий. Как отмечала Роза Чубарева, «все его работы опубликованы в газетах и журналах и растворились в трудах оренбургских ученых, получивших степени докторов наук». Именно Попов скрупулезно и основательно собирал материал по истории пребывания в Оренбурге Пушкина и Шевченко, занимался раскопкой древних курганов и привлекал к этой работе студентов местного пединститута.

По мнению Розы Петровны, если выставить все, что найдено Сергеем Александровичем в курганах, придется делать отдельный музей:

— Его работы по заселению края, уже напечатанные в газетах, собранные в отдельную книгу, ждут своего часа издания. Книга С. А. Попова «Тайны пятимаров» написана по следам раскопок, а найденные вещи легли в основу экспозиции. Когда началось строительство, он ежедневно, в 9 утра, приходил в музей, усаживался у окна и работал: приводил в порядок рукописи, разбирал ящики с археологическими артефактами. Сейчас у нас осталась от экспозиции единственная реликвия — рисунки Каповой пещеры и принесенные случайные археологические находки. Все, что накопал Сергей Александрович, погребено в подвалах областного музея.

Пушкин и Пугачев

Отдельный зал посвящен поездке Пушкина в Оренбург осенью 1833 года. Собирая материал для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки», поэт остановился на загородной даче губернатора Перовского. План Оренбурга, карандашные зарисовки П. Свиньина, Б. Залесского позволяют посетителю увидеть город глазами поэта. На полотнах Н. Ерышева рядом с Пушкиным изображен Владимир Даль, ставший его гидом. Одна из картин посвящена важному для исследовательской работы поэта событию — его беседе с Ириной Афанасьевной Бунтовой в казачьей слободе Берды.

Мебель времен Пушкина, фарфоровый подсвечник конца XVIII века, напольные часы, почерк поэта на факсимильных листах создают атмосферу того времени. Бюст Пушкина, отлитый из чугуна на Каслинском заводе, — практически повторение знаменитого бюста, высеченного из мрамора скульптором И. П. Витали и считающегося самым точным изображением поэта.

Крестьянская война 1773 — 1775 годов, ради сбора материала о которой он приезжал в наш город, представлена объемной диорамой приступа пугачевцами Оренбурга.

В экспозиции — знамена, награды, пушечные ядра, вымываемые до сих пор Уралом. А пушечные лафеты, знамена, рогатины, гасило переданы сюда после съемок фильма режиссера А. Прошкина «Русский бунт». На Набережной сохранился Преображенский бастион. Пушкин и Даль поднимались на него, дабы увидеть Форштадт, где стояла батарея Пугачева. Так что установка в 1978 году у здания музея скульптуры Александра Пушкина вполне объяснима, считала Роза Петровна. По этой причине музей иногда называют Пушкинским:

— Можно спорить о художественных достоинствах памятника, но молодежь по зову сердца несет цветы к нему в самые торжественные моменты жизни.

Местный колорит

Музей дает представление о том, как жили горожане на рубеже ХIХ и ХХ веков. В частности, о быте более-менее состоятельных оренбуржцев. Смешение стилей, характерное для этого времени, прослеживается и в мебели, и в посуде, и в многочисленных дополнениях интерьера. Кресла фирмы Гамбса, венские стулья братьев Тоне, польский буфет в стиле модерн, обеденный стол и комод работы местных мастеров. Кстати, часть мебели перевезена из дома дочери оренбургского коннозаводчика Ивановой.

Есть здесь и кузнецовский фарфор, и фаянс в псевдорусском стиле, стеклянные рюмки мальцевских заводов, штофы и розетки. Местный колорит передает чугунное литье уральских мастеров — пепельницы, подсвечники, шкатулка.

О том, как одевались оренбургские дамы сто с лишним лет назад, можно судить по выставленному в витрине ажурному женскому жакету сложной ручной работы. Здесь же корсет, журнал мод и тончайшие шелковые носовые платки — дополнение к платью невесты, рукоделие монахинь Успенского монастыря.

На плане Оренбурга, созданном художником Евгением Гудковым, можно проследить поэтапное развитие города. Обозначены места сорока разрушенных храмов. И отображены все архитектурные стили, которые встречаются в Оренбурге: от классицизма и псевдоготики до купеческого и прекрасных образцов модерна. В витрине и на подиумах — кирпичи с клеймами, фрагменты лепнины, жестяные водосточные трубы начала ХХ века.

Сопроводительные тексты рассказывают о вкладе каждого градоначальника в жизнь Оренбурга. Как отмечала Роза Чубарева, при ком-то город строился и развивался, появлялись новые улицы, возводились храмы. При ком-то — замирал и приходил в упадок. Как известно, в истории все повторяется. И наш музей тому свидетельство.

Валентина Соколова


Похожие новости

22-04-2024 17:45
20 апреля в Оренбургских библиотеках
22-04-2024 15:30
Самый масштабный фестиваль народного творчества
19-04-2024 16:43
Губернаторский музей станет участником выставки
4-04-2024 9:00
Художественным руководителем нового симфонического  оркестра
28-03-2024 17:59
Солистка Оренбургской музкомедии Екатерина Садовская
26-03-2024 10:39
Губернатор Денис Паслер анонсировал начало
25-03-2024 21:26
25 марта в областной филармонии
21-03-2024 10:00
25 марта  в областной филармонии
20-03-2024 16:15
Решение увеличить количество бесплатных билетов

Также читайте

23-04-2024 18:15
Жители затопленного оренбургского поселка Дубовый Плес возвращаются в свои дома.
23-04-2024 18:57
Уполномоченный по правам человека в Оренбуржье Анатолий Чадов отреагировал на
23-04-2024 16:00
Правительство региона опровергло заявление жительницы Орска о том, что та
23-04-2024 17:54
В  связи с паводком начать дачный сезон в Оренбурге одним
26-04-2024 9:30
В Оренбургском районе жители ТСН «Ивановское» попавшего в зону затопления,
23-04-2024 8:00
В областном центре неожиданно зацвели плодовые деревья — вишни и