До затопленного Бузулукского бора сейчас можно добраться только по «дороге жизни»

 Не менее 11 тысяч гектаров Бузулукского бора затоплено, паводковыми водами смыло мост между поселками Партизанский и Паника, пострадало и шесть обустроенных мест отдыха. Главным связующим с городом звеном остается «дорога жизни», как прозвали ее местные жители. В обход мостов она идет от автотрассы Бузулук — Бугуруслан через поселки Елховка и Воронцовка — в лесной массив, к центру национального парка.

 Для экосистемы беда

…Оформив заранее электронный пропуск на территорию нацпарка, порядок есть порядок, отправляюсь по «дороге жизни» в поселок Колтубановский. Цель — узнать, как обходятся во время водной блокады жители лесных поселков, которых более 6 тысяч человек, и насколько пагубно половодье для экосистемы бора. Надо сказать, что поездка по расчищенной бульдозером колее то еще удовольствие! Не как по Ладоге, конечно, сверху не прилетит и под колесами лед не проломится, но душу потрясет изрядно, десять километров покажутся бесконечными. Встречу с бором я всегда воспринимала как праздник, но не в этот раз! Лучше пока от поездок в лес воздержаться. Такого же мнения придерживается и директор ФГУ «Национальный парк «Бузулукский бор» Андрей Латыпов.

— Один мост мы потеряли, три затоплены, их состояние пока неизвестно. Не обошло стороной весеннее половодье и объекты туристической сферы. Отказ принимать группы в период паводка – мера вынужденная, мы ответственно относимся к нашим гостям и понимаем, что поездка в бор сейчас не доставит им удовольствия, не принесет положительных эмоций, — говорит Андрей Александрович. – Низководный мост через Самару не будет функционировать около месяца, а транзитный проезд по территории национального парка – вынужденная мера. Открыт он по решению комиссии ЧС, оно безальтернативное и для нас обязательное.

— Влечет ли это какие-то последствия для обитателей леса?

— Транзит негативно сказывается на экосистеме Бузулукского бора как фактор беспокойства для диких животных и птиц, нарушается корневая система деревьев на обочинах «дороги жизни». Мы бы на это не пошли, не будь чрезвычайной ситуации. Перекрытие моста затруднило сообщение с городом, есть и внутренняя логистическая проблема — с транспортной доступностью большой кольцевой дороги, которая соединяет все населенные пункты в Бузулукском бору. Ее, по большому счету, вообще нельзя считать дорогой, она в межсезонье часто становится непреодолимой как для местных жителей, так и для туристов. Если вернуться к животному миру, то крупные копытные покидают места подтопления, а околоводным: выхухолям, бобрам, ондатрам большая вода даже в радость, они расширяют ареол своего обитания. Сложнее всего мелкой живности, например, зайцам. Паводок в любом случае больше проблема для людей, для дикой природы это обычное сезонное явление. Хотя в таких масштабах наблюдать его еще не приходилось.

 

И людям несладко

— У меня дочка занимается конным спортом, плачет, что не может к своей лошадке поехать, — делится переживаниями Виктория Котова. — По мосту до Елшанки, где находится конеферма, рукой подать, а по объездной дороге у меня нет времени и возможности ее возить. Брату пришлось взять отпуск за свой счет, попасть утром на работу в Бузулук он не может, а снимать квартиру в городе дорого.

К берегу реки у затопленного моста через Самару периодически подъезжают машины, люди с грустью смотрят на потоки мутной воды, пока река уступать им дорогу не собирается. Чтобы попасть на другой ее берег, кроме «дороги жизни» есть еще два варианта. Рано утром на станцию Колтубанка приходит «короткий» поезд Бузулук – Кинель, в обратном направлении он идет через бор в восемь часов вечера. Для работающих людей неудобно, но попасть в город можно. Те, кому надо в Бузулук срочно, предпочитают оставить машину на обочине и подняться по насыпи к железнодорожному мосту. Строго по графику по нему людей переводят на другую сторону, а там можно вызвать такси или попросить родственников приехать и забрать. При нас по этому пути пошла супружеская пара с рюкзаком и сумками – передать вещи и продукты сыну-студенту.

— Мост через Самару мы уже лет двадцать ждем, — вздыхает житель поселка Колтубановский Игорь Ледянкин. — Теперь на месяц, не меньше, жизнь замкнется внутри поселков. Кому сильно надо, конечно, найдут как уехать, а нам, пенсионерам, путь в город заказан…

 

Вода уйдет, проблемы останутся

— Мы всегда заранее готовимся к наступлению паводка, — говорит глава Бузулукского района Николай Бантюков. – Завозим в лесные поселки запасы продовольствия и медикаментов, отправляем в лечебные учреждения нуждающихся в постоянном врачебном контроле больных, беременных женщин на поздних сроках, делаем запасы ГСМ на заправках. А главное, по согласованию с руководством национального парка расчищаем объездную дорогу, чтобы могли добираться все легковые автомобили и грузовые, обеспечивающие жителей продуктами. Паводка такой интенсивности никто заранее не прогнозировал, но система жизнеобеспечения в лесных поселках работает.

Администрация Бузулукского района старается проблемы лесных поселков решать. Около 400 миллионов рублей было вложено только в дорогу Бузулук — поселок Колтубановский. Глава района даже готов взять под свою юрисдикцию дороги между поселками, но решение должны принять в Минприроды России. А главная задача – это мост через Самару, строительство которого потребует огромных денег.

— Давняя мечта жителей лесных поселков – построить высоководный мост, такой, как несколько лет назад был возведен через реку Боровку, — говорит Николай Бантюков. – Каждую весну путь из Бузулука в поселок Колтубановский удлиняется в два раза и проходит по территории национального парка, что для природы нежелательно. Мы понимаем, что бор – центр притяжения и, если развивать туризм, мост нужен однозначно. Будем искать варианты, просить о помощи региональную власть, федерацию.

…А пока мост в мечтах и перспективах, отправляемся в обратный путь по той же «дороге жизни». Снега в бору еще достаточно, под кронами сосен солнышко до него добирается с трудом. Талые воды стекают на дорогу, образуя жидкое месиво. Не каждая легковая машина способна преодолеть образовавшиеся колеи. По пути встречаем грузовички «Горторга», «Пятерочки», по крайней мере дефицита продуктов в лесных поселках на время изоляции не ожидается!

Тамара НАЗИНА

Фото автора


Похожие новости

29-05-2024 17:45
На улице Терешковой областного центра
29-05-2024 15:58
В Орске продолжают оценивать жилье
29-05-2024 11:26
Накануне летних каникул в Оренбурге
29-05-2024 10:43
Вячеслав Объедков назначен первым заместителем
29-05-2024 8:00
Статс-секретарь Экологической палаты России Вадим
28-05-2024 19:15
В этом году начнется строительство

Также читайте

28-05-2024 9:00
В Оренбургскую область приходит долгожданная летняя погода. Период ночных заморозков
29-05-2024 12:43
С 1 июня в Оренбурге изменится график движения десяти садоводческих
27-05-2024 14:48
В списках жилых домов областного центра, подлежащих капитальному ремонту, указано
28-05-2024 12:52
Бузулукский бор, усадьба писателя Аксакова и другие популярные туристические объекты
29-05-2024 17:45
На улице Терешковой областного центра сделали автобусную полосу с соответствующей
28-05-2024 19:15
В этом году начнется строительство завода мостовых конструкций. Предприятие будет