Вперед, по Оренбуржью! В гостях у Карамзиных

В Преображенку, обогнув село по верхней дороге, заезжаем с восточной окраины. Именно здесь сохранились деревья липовой аллеи, еще помнящие семейство Карамзиных. Несмотря на позднюю осень, они не полностью обнажили кроны, и последние листочки, как странички рукописи лета, медленно кружа, опускаются на землю…

Охранная грамота времени

— Получается, что этим липам больше двухсот лет, раз они растут здесь со времен Карамзиных, — уточняю я у своего постоянного спутника на туристических маршрутах Бузулукского края — директора Благотворительного фонда имени Г. Р. Державина, преподавателя истории педагогического колледжа Сергея Колычева.

— Совершенно верно, приезжали ученые, брали керны – пробы древесины, и по годовым кольцам установили возраст деревьев – более 220 лет, — отвечает Сергей Викторович. – Липовая аллея была частью усадебного парка Карамзиных. По описанию села середины ХIХ века, составленному известным краеведом Константином Евлентьевым, Преображенка «стоит на двух ключах, из коих образован пруд, две церкви, большой господский дом с садом и оранжереями». Прекрасное место для жительства тогда и не менее красивое в наше время. Сам барский дом не уцелел, но нам удалось найти место, где он когда-то стоял, раскрыть участки фундамента. Это немногое, что дошло до нас через века и хранит память о родовом гнезде литератора, историка, крупнейшего представителя своей эпохи — Николая Михайловича Карамзина.

С этого места открывается вид на современное село, и можно спуститься по тропинке к храму, еще одному свидетелю истории.

Церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского была построена во второй половине ХIХ века на средства семьи Карамзиных и жителей Преображенки. По мнению Сергея Викторовича, возводилась она как родовая усыпальница хозяев усадьбы.

— Каменная церковь долго стояла без отделки, достраивали ее всем миром жители Преображенки. Во время раскопок, проводившихся в 2018 году, мы вместе с археологами Еленой Мишаниной и Андреем Умаровым заложили несколько шурфов внутри и снаружи храма, чтобы изучить фундаменты, определить территорию памятника. В раскопах были обнаружены склеповые захоронения. Судя по архивным документам, здесь упокоены брат Николая Михайловича — Федор, его жена и их сын.

Вскрывать склепы ученые не стали, не было такой научной задачи. А вот будущее наследия Карамзиных на бузулукской земле историков не перестает волновать.

— Правовой статус здания церкви не урегулирован, Фонд имени Державина выступил с инициативой присвоить адрес объекту и зарегистрировать его, — говорит Сергей Викторович. – Тогда храм может войти в программы по развитию культуры и туризма, что позволит получить средства на его реставрацию.

Статус объекта наследия (только уже природного) не помешал бы и липовой аллее, увеличив шансы сохранить ее для потомков, продлить жизнь старым деревьям. И делать это надо скорее.

По праву рождения

— Долгое время между Ульяновской и Оренбургской областями велась дискуссия о праве называться родиной Николая Михайловича Карамзина, точка в споре поставлена? – спрашиваю я своего спутника.

— Разговоры о месте рождения историографа идут со времени его смерти. Дело в том, что метрических документов (дореволюционных свидетельств о рождении) не сохранилось. Вероятно, их не стало еще при жизни самого Николая Михайловича Карамзина. Причиной утраты могли быть пожары, в том числе во время пугачевского бунта, затронувшего и Преображенку. В 1808 году историографу был выдан документ, подписанный оренбургскими дворянами, который свидетельствовал о том, что Николай и Федор Карамзины — родные братья. Обратите внимание, что родство подтверждали не симбирские, а именно оренбургские свидетели.

Уже в наше время «карамзинские метрики» целенаправленно искали Благотворительный фонд имени Гавриила Романовича Державина и группа историков по заданию областного министерства культуры. Поиски проводились в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Самары, Казани и Уфы.

— Сохранившихся документальных сведений больше в пользу оренбургской версии, — объясняет Сергей Викторович. – К тому же, по свидетельствам родственников, современников, соседей Карамзиных по поместьям в Бузулукском уезде, все дети Михаила Карамзина от первой супруги родились в Михайловке (впоследствии она стала называться Преображенкой). В симбирские владения Николая увезли в раннем детском возрасте, но он здесь бывал и после, а потом вспоминал в письмах к братьям «заволжские вьюги и метели».

В 2016 году администрацией, советом депутатов Бузулукского района и жителями Преображенки была поддержана инициатива ученых об установке памятника в честь 250-летия великого сына России. Автором скульптуры стал член Союза художников России из Москвы Галим Долмагомбетов. Более 1,5 миллиона рублей собрано жителями района, предпринимателями и меценатами на изготовление памятника. Силами СХА имени Дзержинского в современном центре села был разбит парк. Сегодня жители и гости Преображенки могут полюбоваться ухоженным молодым парком, пройти по его дорожкам, сфотографироваться у скульптуры Николая Михайловича Карамзина.

Литературными тропами в глубины истории

— За пять лет, прошедших с момента установки памятника, многое изменилось, Преображенка стала интересна не только жителям Оренбуржья. Наведываются сюда туристы из городов России, ближнего и даже дальнего зарубежья, — рассказывает Колычев. – Недавно из Праги приезжала Александра Всеволодовна Крепинска – потомок дворянской семьи Бабинцевых, чье имение было когда-то в Бузулукском уезде. С Карамзиными они поддерживали дружеские отношения. Федор Михайлович Карамзин даже был крестным отцом одного из представителей этого рода. Помещичьи усадьбы начали гореть вскоре после Февральской революции, и многие дворянские семьи были вынуждены эмигрировать из страны. Надежда Всеволодовна с волнением осмотрела места исторического прошлого, побывала на липовой аллее, посетила храм, поклонилась памяти предков.

Еще сам Николай Михайлович Карамзин заметил, что из всей истории людям интереснее всего прошлое родного края. Преображенке повезло не только с местом расположения в чудесном уголке земли, по соседству с Бузулукским бором. Повезло селу с руководителем СХА имени Дзержинского Петром Масловым, с жителями, бережно относящимися к свидетельствам исторического прошлого малой родины. Побывав здесь на экскурсии, можно узнать много нового о литературных перекрестках России. Божьим ли промыслом или стечением обстоятельств, но проживали в нашем крае такие великие писатели, историки, государственные деятели, как Гавриил Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Сергей Тимофеевич Аксаков.

— Можно прикоснуться и к самым глубинам народного духа, и к вершинам отечественной культуры. У людей, побывавших здесь, загораются глаза, многие по-другому начинают относиться к классической литературе, стремятся перечитать произведения писателей, чья жизнь была связана с Оренбургской областью, — говорит Сергей Колычев. – Надо бы подумать о том, чтобы «Пушкинскую карту» школьники и студенты могли использовать для поездок по местам, где жили и творили выдающиеся люди России.

…Липовая аллея, храм – родовая усыпальница, молодой парк с памятником литератору, историку и гражданину Николаю Карамзину, да великолепные природные ландшафты – вот главные достопримечательности туристического маршрута, которым, право же, стоит пройти!

Тамара Назина


Похожие новости

29-03-2024 17:05
С 30 апреля авиаперевозчик Azurair 
19-03-2024 17:50
На территории будущего Оренбуржья впервые
28-02-2024 9:26
Чартерные рейсы из аэропорта Оренбурга
5-02-2024 12:15
Туристический потенциал Оренбуржья был  представлен

Также читайте

23-04-2024 18:15
Жители затопленного оренбургского поселка Дубовый Плес возвращаются в свои дома.
23-04-2024 18:57
Уполномоченный по правам человека в Оренбуржье Анатолий Чадов отреагировал на
23-04-2024 16:00
Правительство региона опровергло заявление жительницы Орска о том, что та
23-04-2024 17:54
В  связи с паводком начать дачный сезон в Оренбурге одним
26-04-2024 9:30
В Оренбургском районе жители ТСН «Ивановское» попавшего в зону затопления,
23-04-2024 8:00
В областном центре неожиданно зацвели плодовые деревья — вишни и