44-й раз встречает День знаний учитель Бузулукской школы №1 Людмила Сушкова
«Перед первым сентября всегда волнуюсь, — признается учитель начальных классов Бузулукской СОШ № 1 Людмила Сушкова. — Боюсь детей чему-то не научить, не дать им что-то важное. Особенно сильно переживаю перед набором в первый класс. Впрочем, в этом году мой класс выпускной, а волнения и тревог не меньше!» Все в школе готово к занятиям, скачут солнечные зайчики по глянцевым поверхностям парт, ждут своего часа мелки у школьной доски. Осталось только взять один из них в руки и красивым учительским почерком в 44-й раз написать заветные слова: «Здравствуй, школа!»
В школу на всю жизнь
-Когда дети приходят ко мне впервые на подготовку, стараюсь придумать что-то интересное, чтобы им захотелось учиться в школе. Моих сегодняшних учеников в классе встречали Буратино и Мальвина, каждый ребенок получил символический золотой ключик от двери в страну знаний, — рассказывает Людмила Александровна. — В этом году они уже ученики четвертого класса, а бывшая Мальвина — Яна Исаева, окончив школу с золотой медалью, стала студенткой института имени Губкина в Москве. Летит время, растут дети. Я помню их всех, горжусь успехами каждого. И они меня не забывают, это приятно.
Первого сентября, наверное, каждый человек вспоминает свою встречу со школой. Вот и наш разговор с Людмилой Александровной начался с погружения в прошлое. История оказалась занятной.
…Все подружки Люси дружно пошли на подготовку, а ей надо было ждать еще год. Девочке так хотелось в школу, что она отправилась домой к учительнице, живущей по соседству, и потребовала и ее записать в первый класс. «Ты же еще маленькая и читать не умеешь», — сказала ей учительница. «Умею!» — ответила упрямая малышка. Учительница достала газету «Красная звезда» и попросила прочитать несколько строк из передовицы. К ее удивлению, девочка с заданием справилась. Других причин отказать не нашлось, и Люся пришла в школу досрочно и, как показало время, на всю жизнь.
— Я была самая маленькая в классе, а входная дверь в школу кованая, тяжелая. Приходилось ждать, чтобы кто-то из ребят постарше открыл мне ее, — рассказывает Людмила Александровна. – Но никакие трудности не могли сравниться со счастьем, которое я испытывала, став ученицей!
Повезло трижды
Говорят, человеку для счастья надо, чтобы повезло три раза: у кого родиться, у кого учиться и с кем связать свою судьбу. И с родителями, и с учителями Людмиле повезло. Замечательные педагоги были в школе Медногорска, где она жила и училась первые годы жизни. Потом в Бузулукском педагогическом училище, окончив которое девушка получила сразу два приглашения на работу – в Медногорск, где проходила практику пионервожатой, и в школу города Бузулука, где была государственная практика перед выпускными экзаменами. Все решила судьба!
— С «судьбой» — будущим мужем Анатолием Сушковым, мы познакомились случайно, оба увлекались спортом. Оказалось, что оба – будущие педагоги, Толик к тому времени окончил педучилище в Оренбурге. Договорились высшее образование получать по очереди, сначала он, потом я, — продолжает рассказ Людмила Александровна. – Когда муж держал выпускные экзамены в Оренбурге, я сдавала вступительные в педагогический вуз в Орске. Учиться пришлось, будучи мамой двух дочек! Что не помешало институт успешно окончить и с головой погрузиться в работу. Анатолий всегда был надежной опорой, мы понимали друг друга с полуслова, с третьим условием счастья мне тоже повезло.
Выгорать и стареть некогда!
— Часто приходится слышать, что, когда человек долго работает в школе, начинается эмоциональное выгорание. Я не чувствую этого. Время меняется, меняются дети, а с ними и я. Да, первоклассники сегодня немного другие, широкое информационное поле, которое дают детям гаджеты, заставляет раньше взрослеть. Неизменными остаются непосредственность, искренность, доверчивость. У меня есть в классе по третьему ребенку из одной семьи, старшие уже в институте учатся, средние и младшие – в школе. Кабинет никогда не пустует, прибегают на переменах и те, кто в пятом классе, и те, кто уже в выпускном. Посоветоваться, поплакаться или просто обнять. Столько положительных эмоций, о каком выгорании можно говорить? Мне даже стареть с ними некогда, да и не хочется, столько «золотых ключиков» еще надо передать, — говорит Людмила Александровна.
— А можно ли ребенка научить учиться?
— Надо, чтобы детям было на уроках интересно и хотелось идти в школу, — отвечает на мой вопрос Сушкова. – Я всегда даю ученикам возможность высказаться, не говорю «плохо», «ты не прав», и они не боятся ошибаться, учатся рассуждать и думать. Когда встречаю своих выпускников, они благодарят, что научила находить нужную информацию, правильно ею пользоваться. Это гораздо важнее зазубривания правильных ответов. В каждом наборе есть будущие медалисты, их видно уже на подготовке. Стараюсь ребят к этой цели вести, поддерживать и после начальной школы.
— На свою семью время остается?
— Мужа, к сожалению, не стало рано. А дочери выросли, обе выбрали для себя стезю в здравоохранении. Начальную школу и они, и старшая внучка проходили в моем классе. В этом году в первый класс идут два младших внука. Совершенно разные по темпераменту дети, учиться будут у разных учителей, но и мне есть чем заняться, с ними не заскучаешь!
Хочется стабильности…
— Реформ в сфере образования в последние годы произошло немало. Как вы относитесь к переменам?
— Я считаю, что классическое образование должно быть в школе, нужна определенная стабильность. Не умаляю заслуг новаторов, но нельзя ставить впереди теорию, а потом практику, они должны идти в ногу. Прежде чем предлагать новое, надо иметь твердую почву под ногами и брать лучшее из накопленного опыта. А происходящее сейчас вызывает тревогу. У нас часто поступают по принципу: разрушить до основания, а потом думать, что построить на развалинах. И это очень больно. Вот у меня на столе учебник математики за 1993 год, очень хорошая программа. Можно было в нее что-то добавить, а ее просто отмели. Программа, учебник, поурочный план, творчество учителя – этого достаточно для получения главного результата – основы знаний у детей.
— Вы не только педагог, но и наставник для многих учителей, которые приходили к вам еще студентами. Как вы с ними работаете?
— Первое, что спрашиваю, собирается ли студент в будущем работать в школе? Если «да», стараюсь показать все нюансы, спрашивать строго. Если слышу «нет», сделаю все, чтобы он изменил свое мнение к концу практики. В школу приходят люди увлеченные, любящие детей, готовые подать ребенку руку, погладить по голове, выслушать, потратить на него личное время. Такие здесь остаются на годы. А у кого «я» на первом плане, надолго не задерживаются. Наша профессия требует самоотдачи, даже самопожертвования, тогда и результат приносит огромное удовлетворение.
Людмила Александровна никому не отказывает в помощи, а молодым педагогам внимание уделяет особое. Вот так же однажды пришла на практику в класс Сушковой Лариса Шагалова. Сегодня ее педагогический стаж 27 лет, а Людмилу Александровну до сих пор считает своей наставницей. Двери ее класса всегда открыты, как и сердце, готовое в любой момент отозваться добром и заботой.
— Я — счастливый человек! Всегда есть кого учить и у кого учиться. Не ожидала, что мне, достаточно молодому на тот момент педагогу, присвоят звание «Отличник народного просвещения», а вот областную награду — кубок «За верность и преданность профессии» приняла как должное. Ведь так оно и есть! И так будет, пока не иссякли силы и желание работать, пока я нужна детям, студентам, молодым учителям. «Золотой ключик» дается в детстве каждому человеку. Это знания, полученные в школе. Нужно только правильно таким богатством распорядиться. Среди моих воспитанников немало медалистов, есть известные врачи, учителя, журналисты, педагоги, бизнесмены. Их успех – моя самая высокая награда!
Тамара НАЗИНА
Фото автора
16+
Похожие новости
Также читайте