Оренбуржец рассказал о дорогах в зоне СВО

Каждый человек выбирает в жизни свою дорогу, но и дороги выбирают нас. И не всегда они гладкие, накатанные и безопасные…

В поисках себя

Оренбуржец Канат Даулетьяров попал в зону специальной военной операции не из патриотизма, не из желания себя проверить или показать, а просто по долгу службы.

Этот парень из Переволоцкого района окончил в областном центре юридический колледж и после года в армии продолжать повышать образование не стал. Посчитал, что юриспруденция не для него и пора помогать родителям. Устроился в областном центре стропальщиком, работал таксистом, а в 2018-м заключил на четыре года контракт на военную службу. На «срочке» Канат был стрелком, однако с тех пор успел получить водительские права, потому в базирующуюся в Самарской области мотострелковую бригаду отправился уже водителем.

Полгода вместе со своей частью он провел в Нагорном Карабахе в составе миротворческого контингента, а дальше — как говорит Канат, «рутинная служба» с ее регулярными учениями. Он водил «Камазы» и «Уралы», и половина времени проходила в командировках по стране. Контракт заканчивался в сентябре 2022-го. А 24 февраля началась специальная военная операция.

 

Грохочут взрывы? Быстрее вперед!

Даулетьярову довелось участвовать в боевых действиях с первых дней СВО. Прежде военнослужащие получали оружие только на время стрельб, но там, «за ленточкой», с автоматами не расставались и водители. Гранатомет в кабине «Урала» тоже всегда присутствовал. Периодически Канат доставлял на позиции людей, но намного чаще — боеприпасы. Если при перевозке возникнет угроза их захвата противником, машину придется взорвать. Снаряды и оружие не должны достаться врагу ни в коем случае.

Сразу скажу — с такой целью использовать гранатомет младшему сержанту Даулетьярову не пришлось. Как сел он за руль своего «Урала», так и передал этот автомобиль другому водителю по окончании срока контракта… Хотелось бы написать «целым и невредимым», но на разбитых фронтовых дорогах машины невредимыми остаться в принципе не могут. Свернуть на обочину, чтобы объехать ухабы — не вариант, там с большой вероятностью прячутся мины. Остается раздолбанная трасса. А когда со всех сторон грохочут взрывы, и неизвестно, не прилетит ли следующий снаряд тебе, тут уж не до аккуратной езды: водители в колонне дают по газам и, не обращая внимания на ямы, стараются побыстрее преодолеть опасный участок.

В пути машины чинили подручными средствами, совсем заглохшие тянули до рембазы. Но и там не автосалон, где оставил бы свое средство передвижения специалистам и иди отдыхай. Ты водитель — ты и ремонтируй, а механики, если надо, помогут советом, у них и другой работы полно.

Канату повезло не только сохранить автомобиль, но и самому обойтись даже без ранений. Хотя он признается: их колонну и автоматчики обстреливали не раз, а противник обычно первым старается «снять» того, кто за рулем. Потеряет машина управление — потом и с пассажирами можно разобраться.

 

Переступая через страхи

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», — написала в 1943-м Юлия Друнина. Канат Даулетьяров знал о Великой Отечественной в основном по школьным учебникам. Его прадед пропал на фронте без вести. Дедушка был тружеником тыла — рассказывал, как с 12 лет пас в деревне скот. Теперь их внуку и правнуку пришлось участвовать в войне с новыми фашистами. Он не спорит: в зоне боевых действий нередко бывает страшно. Не только когда ты в пути и у тебя за спиной полный кузов снарядов.

— Страшно — когда неожиданно,- признается Канат, — а дальше уже надо действовать по обстоятельствам.

Он вспоминает, как в первый раз попал под обстрел. Это было не в дороге, а на одной из временных стоянок. Часть их подразделения расположились в освобожденном селе, водители остановились чуть поодаль, в лесопосадке. Сидят среди деревьев, банки с тушенкой открыли, обедают. Тихо в лесу, только… свистит снаряд. За ним прилетает еще один, и еще. Оказалось, беспилотник противника их подразделение засек. После этого обстрела водители уже на практике знали, что делать в такой ситуации: отбегать от машин и залегать в траншею поглубже, чтобы осколками не зацепило.

И ночью, когда в охранении стоишь, тоже страшно — пусть дежурили по двое, но в черноте южной ночи не видно ведь вообще ничего, даже собственных рук. Огонь разводить нельзя, противник засечет. Максимум можно фонариком пару секунд посветить, и то потому что водители не на самой передовой находятся, и снайперов поблизости быть не должно.

— Когда Лисичанск освободили, мы в нем стояли на заброшенном заводе,- вспоминает Канат. — В бомбоубежище разместились, которое с советских времен еще осталось. И вот идешь ночью меняться на пост — ветер в трубах гудит, гуляет по разбитым помещениям, и каждый шорох напрягает: вдруг под покровом ночи ДРГшники в здание пробрались?

Смелый человек — это не тот, кому не ведом страх, а тот, кто может через него переступить и выполнять что должен.

 

Дело любимых — ждать

С лета некоторые сослуживцы Даулетьярова начали ездить домой в отпуск. Канат не стал использовать эту возможность — водителей не хватало, а он для себя решил, что в сентябре продлевать контракт не будет, потому пусть лучше другие отдохнут. В принципе, младший сержант готов был и дальше служить, но мать очень просила не задерживаться — отец разболелся. На позициях телефонной связи, понятно, нет, а вот когда по другую сторону «ленточки» водитель за очередным грузом приезжал, с родителями старался созваниваться. И с любимой девушкой — тоже.

Канат и Айнагуль познакомились в 2019-м благодаря соцсетям. Через год во время отпуска контрактника эти двое в Оренбурге встретились. В кино вместе сходили. Потом были еще встречи и переписка. Когда Айнагуль поняла, что любимый находится в зоне боевых действий, стала просто терпеливо ждать его звонков. Свадьба состоялась в нынешнем феврале.

А перед тем, в январе, Канат узнал: за свое участие в СВО награжден медалью «За боевые отличия». В соответствии с положением об этой награде Минобороны, она вручается военнослужащим за отвагу и самоотверженность, проявленные при выполнении задач в боевых условиях.

По возвращении в Оренбург Канат устроился опять же водителем. Но не исключает, что дорога его жизни снова приведет к службе в зоне СВО. Опыт имеется, да и командир назад зовет.

 

Васса ЯКУШЕВА

Фото с сайта fonstola.ru

16+

 

 


Похожие новости

25-04-2024 14:00
45 казаков-добровольцев отправились в зону
4-04-2024 13:14
Оренбуржец Сергей Хвостов после возвращения
30-03-2024 11:28
Жители Оренбургской области передали штурмовикам
28-03-2024 12:00
Оренбургский филиал фонда «Защитники Отечества»
27-03-2024 16:49
С инициативой обустроить молельную комнату
26-03-2024 18:20
26 марта торжественно встретили  добровольцев,
25-03-2024 14:30
В Москве прошло первое заседание
23-03-2024 9:00
37-летний оренбуржец занимал руководящий пост
21-03-2024 19:51
Казаки-добровольцы батальона БАРС-6 «Форштадт» получили
21-03-2024 10:39
Сбитый бойцами 385 Тоцкой артиллерийской

Также читайте

24-04-2024 16:14
В Центральном районном суде Оренбурга установили, что жители СНТ «Березка»
26-04-2024 14:00
Со дня запуска транспортной реформы прошло уже почти три месяца.
26-04-2024 15:21
Несколько оренбургских СМИ, со ссылкой на информированные источники в горадминистрации,
25-04-2024 9:00
24 апреля в ходе видеосовещания с Президентом РФ Владимиром Путиным
24-04-2024 18:03
Оренбуржец Игорь Дуденко спас из зон затопления более десяти собак,
25-04-2024 14:24
Губернатор Оренбуржья в курсе проблем многодетной семьи Панкратовых из Орска,