Покров день. Царский подарок от оренбургских казачек
В ноябре 1894 года жена оренбургского губернатора Елена Михайловна Ершова преподнесла к бракосочетанию будущего императора Николая II и Александры Федоровны ажурный платок, помещенный в роскошный ларец фирмы Карла Фаберже. Это был дар от оренбургских казачек, который и сегодня изумляет тонкостью работы, изяществом орнаментов и невероятной легкостью. Удивительно, но произведение искусства, которое, судя по всему, использовалось и по прямому назначению, сохранилось до наших дней. Спустя почти 130 лет любой желающий может увидеть это чудо в галерее «Оренбургский пуховый платок».
Грубый, как шелк?
Возможно, это ценнейший экспонат из всего, что здесь демонстрировалось. Царский платок привезли на время выставки из государственного музея-заповедника «Павловск» (г. Санкт-Петербург) в рамках проекта «Казачий дар». По нынешним меркам он огромный – 3,25 на 3,25 метра. Тем более удивительно, что такое объемное изделие легко уместилось в ларец размером 20 на 22 сантиметра. Этот образец ювелирного искусства тоже выполнен по заказу Ершовой — из серебра, корневого дерева и бархата. На серебряной пластине, прикрепленной к внутренней стороне ларца, выгравирована надпись: «Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Федоровне, верноподданнейшия и беспредельно преданныя оренбургскiя казачки».
Конечно, платок под сигнализацией. И трогать его нельзя.
— Глядя на это изделие, поражаешься возможностям рук человеческих и сырью, из которого связан платок, — отмечает заведующая галереей искусствовед Ирина Бушухина. — Я прикасалась к нему, в перчатках, разумеется. Сегодня это повторить невозможно, хотя технология хорошо известна. И тому есть несколько причин.
Здесь надо несколько слов сказать о Елене Ершовой. Она не просто выбрала изделие высочайшего качества и доставила его к царскому двору. Известно, что супруга губернатора нашла выгодный сбыт для оренбургских пуховых платков через своих доверенных лиц. Их стали отправлять в Москву и Петербург, а также за границу, на всемирные выставки. Конечно, и качество для этого требовалось соответствующее. В прессе писали, что «сами узоры и рисунки платков значительно улучшились».
— С именем Ершовой связывают введение в наш платок шелковой нитки, — рассказывает Ирина Бушухина. — Таким образом, он стал легче и тоньше, и это новшество тогда много критиковали. Вязальщицы говорили, что платок стал грубее. Приобрел несвойственный ему блеск. С другой стороны, процесс изготовления упростился – или вы две нити ссучиваете пуховые или шелковую с пуховой?
В так называемом царском платке тоже есть шелковая нить, но тогда и шелк был другой, и пух, объясняет Ирина Владимировна. На протяжении всего XX века с нашей козой проводили селекционную работу, чтобы удлинить пух и приспособить его к машинной переработке. Изначально он невысокий, потому и не заволакивает ажур оренбургской паутинки. В результате селекционной работы пух, конечно, пострадал. Нет той тонины, какая была в XIX веке. Да, с ним легче работать, но разница по сравнению с изделиями столетней давности огромная.
Оренбургские платки, толстые и теплые или изящные и невесомые, носили и простолюдины, и придворные дамы. Заказы «сверху» поступали регулярно. Музейщики нашли фото Распутина с придворными дамами — у одной из них на плечах платок, подобный тому, что привезли к нам из Павловска. На выставке дар оренбургских казачек демонстрируется на фоне репродукции с картины Репина. Наброски к ней художник сделал прямо во время бракосочетания Николая Второго.
— Такие дары при дворе бережно сохранялись, — говорит Ирина Бушухина. — Но можно предположить, что императрица оренбургский платок носила. Это утилитарная вещь, чтобы украшать себя, согреваться. Но для нас в первую очередь предмет декоративно-прикладного искусства, который хочется сберечь для следующих поколений. Мы на открытии выставки покажем копию царского платка, связанного на Оренбургском комбинате пуховых платков. Сходство фантастическое!
Заряжен космической энергией
А этот платок, еще один бесценный экспонат, можно сказать, прилетел сюда прямо из космоса. 15 октября в галерее «Оренбургский пуховый платок» открывается выставка «Радость души» к 75-летию известной оренбургской вязальщицы Миннур Гизятовны Ишмухаметовой. Именно ее платок 204 суток в 2018 — 2019 годах провел на станции, о чем свидетельствует сертификат.
— В 2017-м к нам приезжал космонавт, Герой России Олег Кононенко. Посетил галерею, где проходила выставка оренбургских пуховых платков. И был потрясен их красотой, — вспоминает Маргарита Еремеева, научный сотрудник областного музея ИЗО. — Так появилась идея взять в космос оренбургскую паутинку. Тем более что она очень легкая, а для багажа космонавта, вес которого ограничен, это немаловажно.
В прошлом году платок, заряженный космической энергией, был передан музею ИЗО. Считается, он выполнен в традиционном стиле, но с новыми элементами, которые появились уже в этом веке.
— Ландыши, бамбушечки, на мой взгляд, испортили платок, — считает Ирина Бушухина. – Он должен проскальзывать сквозь колечко, а эти бамбушки, или, как говорят, старые мастерицы, бородавки, его утяжеляют. Но, с другой стороны, потребителям это нравится, так как подчеркивает узор. А значит, лучше продается.
Миннур Ишмухаметова — мастер элитарный, ее ажурные платки, похожие на картины, пол-Европы проехали. Деревенские дома, ромашковые поля… У мастерицы есть платки, посвященные памятным датам. А сегодня в галерее выставлены ее панно на основе оренбургского пухового платка. Здесь и церкви златоглавые, и мечети: как говорит Ирина Бушухина, и православие, и мусульманство — все в согласии и завязано оренбургским платком.
Защитить от моли и дурного вкуса
В галерее «Оренбургский пуховый платок» хранится более пятисот платков. Эта коллекция — единственная в России и в мире. В помощь музейщикам — специальные холодильники (моль боится низких температур) и старые бабушкины сундуки, пропитанные запахами пижмы и нафталина.
Платок надо защищать не только от моли и пыли, но и от подделок и дурного вкуса.
— В нашу традиционную систему, отработанную веками, внести что-то инокультурное очень просто, — предостерегает Ирина Бушухина. — На каждом углу под маркой оренбургских продаются дешевые платки из Средней Азии. Кроме того, у техники сегодня большие возможности. Так подлинное ручное искусство пуховязания постепенно уходит. И платок теряет свое лицо. Хорошо, что в Оренбургском художественном колледже есть отделение пуховязания, где преподает потомственная мастерица Маргарита Азнабаева. Молодая, понимающая, что она вкладывает в своих учениц. Такие чудесные дипломные работы у них! Потом они будут вносить что-то свое, но это будут вариации на основе наших богатейших традиций.
P.S.
Святые в паутинке
В оренбургском платке черпают вдохновение дизайнеры. Оригинальные произведения оренбурженки Анны Советовой давно пользуются спросом в столице и за пределами страны. Например, паутинки, положенные на итальянский шелк и английскую шотландку. На выставке в галерее «Оренбургский пуховый платок» представлены иконы с ризами из пухового платка, с нежнейшим тончайшим орнаментом. «Несущая в шали» (или «Богородица колыбельная»), «Богомладенец», «Святой Спиридон Тримифунтский», «Богородица с веретеном» — эти и другие произведения созданы с благословения епархии и освящены в Дмитриевской церкви.
А первой появилась икона Покрова Пресвятой Богородицы, приуроченная к этому празднику.
— Аня — воцерковленный человек, это для нее не просто бизнес. Да, соединить икону и пуховязание — идея смелая и дерзкая, но сделано все с большой верой, — считает искусствовед Ирина Бушухина.
Валентина Соколова
Похожие новости
Также читайте