Пой, моя скрипка
Зима – не лучший сезон для уличных музыкантов. Впрочем, они играют круглый год. Жизнь уличного артиста сурова: холода или жара, полицейские рейды (иногда и штрафы), постоянная смена дислокации, дележка территории с «коллегами»…
«Вы — отбросы, вас надо бить»
Талантливый скрипач в 2012 году рискнул выйти на улицу с верной спутницей скрипкой. Все эти годы Никита Висицкий продолжает радовать прохожих игрой на музыкальном инструменте. Сейчас скрипача приходят послушать любители и профессионалы. Каждый находит в его музыке нечто близкое, родное. Мужчина ничуть не похож на пьющего и асоциального. Напротив, ведет здоровый образ жизни, у него есть семья, которую обеспечивает, съемная квартира. Музыканта приглашают играть в различные заведения и торговые центры. Но ежедневный доход приносит ему все-таки игра на улице. Тратит заработок исключительно на бытовые нужды.
— Я делал попытки привлечь ребят к нормальному образу жизни. Это закончилось тем, что местные мальчишки меня чуть не избили, приговаривая: «Вы — отбросы, вас надо бить». К сожалению, из-за этих недотеп меня стали воспринимать как асоциальную личность, которая зарабатывает, чтобы тратить на выпивку, — делится Никита.
Раньше я всегда думала, что уличный музыкант — хобби талантливых людей. Мне казалось, это их дополнительный заработок, но никак не основной. Размышляя на тему феномена уличных артистов, я была уверена, что их творчество полно романтики, что они беззаботные, мечтательные и вдохновленные тем, что делают, что каждое их выступление — попытка донести до окружающих свое видение мира.
Могу сказать точно: я ошибалась. Быть причастным к уличной тусовке не совсем безопасно для жизни и ничуть не романтично. В Оренбурге уличные музыканты делятся на два типа: сезонные, которые выступают летом для заработка, и постоянные — играют круглогодично.
Коллектива у них нет, а защитить себя от хулиганов способны не все. В нашем городе действительно есть люди, настроенные против уличных артистов, выступающих на улице. Причиной тому может быть то, что большинство из них тратят свои деньги на алкоголь и сигареты. Пропивают все до рубля и, оставшись без денег, отправляются на заработки снова. Но некоторые музыканты ведут другой образ жизни.
«Возьми сто рублей, только не мерзни, не стой»
Никита Висицкий — один из тех, кто каждый день идет в подземный переход или на центральную улицу города. При этом он чувствует, что его жизнь может оказаться в опасности.
— Если меня ударят, сломают мне руку или ногу, я не смогу защитить себя. Ведь работа уличного музыканта не считается официальной. Налоги я готов платить, если государство предоставит мне хотя бы безопасность.
В администрации города к проблемам Никиты относятся без понимания. Ему советуют найти нормальную работу, а не заниматься попрошайничеством. Но он все же надеется на поддержку. В Москве, к примеру, уличным музыкантам при большой проходимости того места, где они играют, гарантирована защита полиции.
— Приведу пример, когда я действительно испугался за жизнь. Играю на улице, подходит молодой человек странного вида, задает вопросы: мол, сколько тебе лет, чего здесь стоишь, иди работай, а то я тебе сейчас руку сломаю… В общем, начинает угрожать. Скажу как есть: в нашем городе много безработных, завистников, которые хотят на халяву получить денег. В основном никто не осознает, что, играя на улице, я зарабатываю деньги для своей семьи.
Бывали случаи, когда отбирали у музыкантов деньги — угрожали в основном молодые люди возраста 15 — 20 лет. Буквально недавно очень сильно избили одного уличного артиста из-за трехсот рублей.
Иногда нашему герою говорят: «Возьми сто рублей, только не мерзни, не стой». Некоторые подходят и спрашивают, сколько денег дать, чтобы сыграл ту или иную мелодию. А бывает, что молча кладут денежку и идут дальше.
Полиция порой Никите запрещает зарабатывать. Мол, играть можно, если футляр от скрипки закрыт, тем самым пресекается желание людей дать денег. Угрожали, что будут снимать его на камеру и если увидят, что люди дают деньги, то задержат.
Но Никита не отчаивается, старается смотреть на эту ситуацию позитивно. Он считает, что, чем выше будет культура в Оренбурге, тем лучше качество жизни. Уезжать из города не собирается. В его планах — продолжать радовать оренбургскую публику игрой на инструменте, несмотря ни на что.
Ольга ОВСЕЙКО
Фото: photocentra.ru
Похожие новости
Также читайте