Каменное урочище Оренбурга Карагай. Почему оно так любимо фотографами?
Карагай — это пространство, скрытое от посторонних глаз. Именно так: едешь в километре от него по пыльной грунтовке, а видишь только ровный горизонт Саринского плоскогорья. И вдруг, свернув с дороги и обогнув одноименное село, автомобиль словно ныряет в иное географическое пространство, не от мира сего.
Мы попадаем в каменное урочище, один из отрогов Уральской гряды, затерянное в степных просторах. По скользким плитам валунов, прыгая как по ступеням гигантской лестницы для Гулливера, спускаемся в сырую прохладу. В тени сплетенных крон, куда не пробивается солнечный свет, бежит по камушкам чистейшая речка Губерля.
Карагай — искривленный, неправильный мир, с уникальными пропорциями обломков скал, непредсказуемой зрительной перспективой, порождающей сказочные иллюзии, словно создан для фотографов.
Такое впечатление, что здесь в далеком прошлом бушевал демон страсти, создавший этот природный феномен. Но дерзкий, неистовый замес материи остался замыслом, не доведенным до конца.
С погодой здесь все по-женски — капризно, непредсказуемо. Наверху солнце раскаляет степь, как сковородку. А у речки — прохлада. По утрам и вовсе благодать: туманы, смутные намеки, волнующие формы… Потом взойдет солнце и все испортит. А с полудня ветер налетит, поднимая вихри песка и пыли, и — грянет гром… К вечеру опять распогодится. Но ночное светило сквозь раны туч будет с недобрым прищуром следить за гостями.
Духи, охраняющие покой этого места, не церемонятся с назойливыми посетителями. Тем, кто слаб духом, здесь неуютно, и для них карагайская ночь полна страхов.
Фотографы, как и туристы, особенные люди, потому что живут впечатлениями. Если не путешествуют, то творчески умирают. Счастлив тот, кто может в любой момент сорваться и уехать хоть к черту на рога, ради этих вот необыкновенных впечатлений. Карагай открыл новотроицкий металлург-фотолюбитель Евгений Щербаков еще 70-е годы. Заболел им на всю жизнь, получив за его пейзажи в Амстердаме две высшие для фотографа мировые награды — медали «Уорлдпрессфото», полновесные, настоящие, не те, нынешние, призы международных конкурсов и престижных кинофестивалей «в Каннах», что мешками штампуются ушлыми москвичами на Малой Грузинской для тщеславных провинциалов наряду с «золотыми денариями цезаря Веспасиана».
С тех пор он стал «меккой» для фотографов.
Карагай лишь кажется творчески необъятным посреди спрятавшей его степи, но, если подняться на крыльях Антуана де Сент-Экзюпери, то сразу видно, что он совсем маленький и хрупкий, как планета у «Маленького принца». Каждый должен ухаживать за своей планетой, учил Маленький принц.
Справка
Карагай находится на юго-восточной окраине села Карагай-Покровка Кувандыкского района Оренбургской области. Этот геолого-геоморфологический памятник природы представляет собой изреженный сосновый бор на скальных выходах — реликт древних ландшафтов ледникового периода. Глыбы скал покрыты бурыми лишайниками, зелеными подушками мхов, а затененные расщелины заселены мелким папоротником, типичным для арктических районов Гренландии и Исландии.
Лесной массив занимает скалистые берега реки Губерли и прилежащие склоны плато. Губерля, прорываясь сквозь огромные наклонные навесы скал, образует горное ущелье, которое тянется почти на 20 километров до так называемых Каменных ворот. В некоторых местах руслом ей служат отшлифованные, сверкающие на солнце слюдистые сланцы. Скальные породы вдоль реки как будто выложены массивными плитами со сглаженными ветром и водой краями. У некоторых, благодаря туристам, есть названия — «Парусник», «Черепаха», «Рыбка», что вполне оправдано их формой.
Как добраться
Путь из Оренбурга на машине займет около трех часов. По трассе Оренбург — Орск движемся до поворота на железнодорожную станцию Сара. Проезжаем село Новопокровка, потом, после моста, через село Карагай-Покровка поднимаемся на плато Карагай.
Владимир СОКОЛОВ
Фото автора
Похожие новости
Также читайте