Дачный вопрос. Купи участок и живи…беспокойно

Дачу держать невыгодно, это вам любой садовод скажет. Если посчитать все затраты, то выяснится, что на эти деньги можно купить все необходимые овощи и фрукты. Но многие оренбуржцы, несмотря на очевидные издержки, от работы на своей земле ни за что не откажутся. Ради выгод другого плана: например, возможности дышать свежим воздухом и радоваться экологически чистым плодам своих трудов. Как живется оренбургским садоводам в наступившем сезоне?

В тесноте, да не в обиде?

— У меня два участка, за каждый в качестве взносов в садовое товарищество отдаю 6 800 рублей ежегодно. Но еще много труда своего вкладываем! Сколько удобрений, инвентаря, семян покупаем… Потом старые домишки, что построили своими руками, пришлось узаконивать. В Дубках, например, за эту процедуру заплатили около семи тысяч рублей. Плюс установка счетчиков на воду и электричество. И каждый раз приходиться ехать в битком набитом автобусе. Если трезво посмотреть, то содержать сад-огород тяжело и накладно – говорит дачник с 40-летним стажем Евгений Кузьминов.

Что касается общественного транспорта, то в наступившем сезоне садоводы жалуются на недостаточное количество рейсов. Дачные автобусы переполнены.

— На участок в СНТ «Полимер» (это район аэропорта) езжу на 182-м автобусе. Это очень густонаселенный дачный массив, потому и рейсы всегда были через 20 — 40 минут. А сейчас перерыв достигает 4 часов. Представляете, что в салоне творится? И конечно, многие без масок. Хотя, если 40 — 50 минут едешь в тесном и душном салоне, все равно ее снимешь. Я человек пожилой, захожу в автобус со своим стульчиком. И хотя рядом с домом остановка «Оренбургского казачества», где останавливается весь дачный транспорт, езжу на конечную, что на улице 8 Марта. Иначе свой стульчик уже нигде не пристрою. А раньше даже расписание не смотрели — автобусы в нашем направлении ходили часто. И при этом всегда были полные, — продолжает Евгений Иванович.

Соседям по даче, которые живут в Степном поселке, еще сложнее. 185-й автобус, который возил людей оттуда в сторону аэропорта, в этом году вообще отменили. Теперь мои знакомые едут на дачу через центр, с пересадками. Мы уже звонили в городское управление транспорта – там сказали, что рейсы добавлять не будут, как это обычно делали в июне. Могут только еще больше увеличить перерыв между ними в дневное время, чтобы пустить еще один поздним вечером.

У другой нашей читательницы, Елены Игоревны, дача в СНТ «Восход» в районе поселка Южный Урал. И с транспортом (это 174-й маршрут) та же история. Пандемия, а автобусы битком, какие уж тут правила безопасности в такой ситуации, недоумевает оренбурженка.

— В прошлом году из-за пандемии автобусы запустили только после 11 мая. Вероятно, когда планировали график на 2021-й, ориентировались на фактические затраты того периода, с чем и связано сокращение. Еще в апреле, узнав о недофинансировании, мы направили в горадминистрацию просьбу принять какие-то меры. Нам объяснили, что дачные массивы, расположенные на территории муниципального образования Оренбург, будут обслуживать в полном объеме. А те, что находятся на территории Оренбургского и Сакмарского районов, – по сокращенному варианту, почти на 50 процентов. Хотя все наши садоводы — жители города, просто часть из них имеет дачи за его пределами. В итоге рейсы сокращены, а графики движения изменены. Конечно, люди недовольны и очень надеются, что число маршрутов увеличат, как это и делали обычно с июня, — комментирует ситуацию председатель правления Оренбургского городского некоммерческого союза садоводов Галина Дроздова.

Недавно мы провели мониторинг по крупным садоводческим маршрутам — иногда автобусы заполнены на 30 — 50 процентов выше нормативов. По результатам подготовили обращение в горадминистрацию, чтобы провести совещание с участием перевозчиков до конца мая. Но пока ждем ответа.

Дороги ждут ремонта

Еще одна многолетняя проблема, которая волнует садоводов, – состояние дорог внутри дачных массивов. И личного транспорта, и автобусов жаль — на ямах да ухабах они быстро ломаются. Выдержат ли до конца сезона, переживают оренбуржцы.

Другая дача у уже упомянутого Евгения Кузьминова находится в Дубках, в СНТ «Мичуринец». Автобусы 70-го и 71-го маршрутов едут битком и днем, и вечером, отмечает Евгений Иванович. Там, где заканчивается улица Уральская (спасибо, ее отремонтировали), начинается разбитая дорога. Раньше водители по таким вообще отказывались ездить, пока их не приведут в порядок.

— Если мы говорим об автобусах, то дороги в СНТ, по которым ходит общественный транспорт, зачастую находятся в плохом состоянии. Та, что ведет в Дубки, из их числа. Как и дорога, соединяющая объездную с новым поселком Ростошинские Пруды. Она обеспечивает и проезд на дачные массивы. А там около 15 тысяч семей, в каждой 2 — 3 человека. Перевозчики стонут: по таким дорогам мы даже автобусы, которые есть в наличии, не сможем запускать. В самом Оренбурге активно ведется дорожное строительство и благоустройство, это замечательно. Но все должно быть в комплексе. Сегодня решение такого затратного вопроса во многом зависит от активности и предприимчивости председателей СНТ. Вот так называемая Лысая гора на выезде из Оренбурга в сторону Татарской Каргалы — там садоводы своими силами сделали ремонт дороги. Хотя законодательная возможность передать эти дороги на баланс и обслуживание в муниципальное образование существует. Но сначала на местном уровне должен быть разработан порядок передачи, а у нас его пока нет. У меня впечатление такое, что председатели СНТ просто не доводят до власти эту проблему, — констатирует Галина Дроздова.

К сожалению, и внутри СНТ люди зачастую не могут между собой договориться. Многим садоводам кажется, что председатели, которым они платят взносы, не выполняют своих обязанностей.

Мусорим по-партизански

Среди таких нерешенных вопросов — вывоз мусора с территории СНТ. По словам дачников, в каждом садовом массиве нашли свой выход. Но договор с ООО «Природа», нюансы которого обсуждают уже в течение двух лет, общества так и не заключили.

— Мусор из нашего СНТ «Сокол» в Кушкулях никак не вывозят. Кто-то забирает свой пакет с собой в город, а другие оставляют где придется. Например, на территории брошенных дач, которых в нашем массиве очень много, — рассказывает жительница областного центра Виктория Шолохова.

В Ивановских садах пакеты с мусором складируют на углу улиц — таков существующий там порядок. Делать это можно в определенные дни (несколько раз за сезон), когда специальная машина все собирает. Но есть и такие участки, где садоводы продолжают захламлять лесополосы. И в лучшем случае на въезде в СНТ, у дороги, сделано ограждение, куда в общую кучу все сбрасывают. Хочется спросить, к чему такие ухищрения? Почему бы не заключить договор с региональным оператором?

— На вывоз мусора по договору с частником, который транспортирует наши отходы на полигон, я трачу 170 тысяч рублей за сезон, а по ценам ООО «Природа» должен, как минимум, на 200 тысяч больше. Дело в том, что все мы — жители города, за мусор там платим. А с нас хотят два раза брать. И цена, которую «Природа» установила, 325 рублей с участка, – как они эту сумму вычислили? Они считают и брошенные участки, а у меня их 40 штук. Конечно, мы не могли допустить ситуации, чтобы люди сбрасывали мусор в посадки. Поэтому договорились с частником, который собирает и вывозит отходы в субботу и воскресенье. В противном случае пришлось бы увеличить сумму взноса, а она и так достаточно высока, — объясняет Виктор Иванов, председатель СНТ, расположенного в Жилгородке.

Но Оренбургский союз садоводов не теряет надежды все-таки прийти к единому мнению с ООО «Природа».

— Договоры так и не заключены. Сегодня эту проблему решаем своими силами, у каждого свой вариант. Я не буду говорить, как, потому что в любом случае это партизанские методы. Увозить пакеты в город, на мой взгляд, не лучший выход. Сегодня уровень организации вывоза мусора не такой, как хотелось бы. Деньги на эту услугу в большинстве СНТ включаем в общую смету, где-то собирают по 50 рублей с участка за сезон, а где-то по 300. Но вопрос все равно надо решать и работать по единым правилам. Мы считаем, что председатель СНТ не должен быть заложником ситуации, предлагаем, чтобы регоператор договаривался с собственниками напрямую. Но так, чтобы цена для садоводов была адекватной. Мы давно подготовили соглашение с Союзом садоводов, чтобы работать в рамках этого документа. И очень рассчитываем, что новое руководство компании пойдет нам навстречу, — признает председатель союза Галина Дроздова.

Валентина СОКОЛОВА

Фото Юрия СТЕКАЧЕВА


Похожие новости

24-04-2024 16:57
Оренбуржцы беспокоятся, что из-за затопления
24-04-2024 12:42
На выплаты пострадавшим от паводка
24-04-2024 9:00
Житель Оренбурга обратился в Генеральную
23-04-2024 16:00
Правительство региона опровергло заявление жительницы
22-04-2024 12:01
Управлением Федеральной налоговой службы по

Также читайте

21-04-2024 11:58
В Оренбурге у жителей верхних этажей МКД Степного посёлка и
23-04-2024 18:15
Жители затопленного оренбургского поселка Дубовый Плес возвращаются в свои дома.
23-04-2024 18:57
Уполномоченный по правам человека в Оренбуржье Анатолий Чадов отреагировал на
23-04-2024 16:00
Правительство региона опровергло заявление жительницы Орска о том, что та
22-04-2024 12:43
Уровень воды в Урале у Оренбурга продолжает снижаться. На 12:00
21-04-2024 9:00
Глава региона Денис Паслер встретился с председателями и жителями затопленных