Как школа помогает особенным детям устроиться в жизни
Жанна Семенова, учитель математики и информатики Оренбургской коррекционной школы-интерната № 1, с детства знала, кем станет. Мама тоже преподавала математику в этом же интернате. А отец всегда говорил: «Жанна будет учителем».
Мамины уроки
— Так на подкорку и записалось, — улыбается Жанна Алексеевна.
В общем, профессиональная закваска у нее основательная. Можно сказать, замешанная на генном уровне. Как и любовь к математике – царице наук, про которую еще Ломоносов сказал, что ее уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Часть своего педагогического пути Жанна прошла вместе с мамой, перенимая у нее бесценный опыт работы со слабослышащими детьми. Сначала вела только уроки математики. Но когда в жизнь стала активно внедряться компьютерная техника, молодой педагог, идя в ногу со временем, освоила еще и информатику. На первый взгляд кажется, что это две разные дисциплины. На самом деле они неразрывно связаны между собой. Математика развивает культуру мышления, формирует научное мировоззрение. А информатика помогает приспособить полученные знания к современным реалиям. Например, позволяет широко общаться с помощью видеосвязи, что особенно актуально для детей с нарушениями слуха. В плане не только коммуникации, но и социализации.
Именно поэтому с 2018 года Жанна Алексеевна начала готовить своих учеников к участию в чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс». Это движение, связанное с компьютерными технологиями, дает возможность людям с инвалидностью сделать первые шаги в профессии и впоследствии получить работу. Три года подряд ее воспитанники стабильно занимают первое место в региональном этапе конкурса и второе — в национальном. В этом году учащиеся интерната № 1 традиционно на первом месте по итогам областного конкурса. И сейчас готовятся ко Всероссийскому отборочному этапу, который состоится 15 октября.
Комп в помощь!
«Инженерный дизайн», «Обработка текста», «Администрирование баз данных» — так называются номинации-компетенции, в которых неизменно побеждают учащиеся интерната. И все они имеют самое прямое отношение к повседневной жизни. Занимаясь инженерным дизайном, ребята учились проектировать дома, детские площадки. Но, к сожалению, из-за трудностей с программным обеспечением отошли от этой темы, хотя на конкурсе выступали очень успешно. С нынешнего года освоили новое направление: работа в текстовом редакторе, создание текстовых документов. Однако главной фишкой воспитанников Жанны Алексеевны является администрирование баз данных. Это обработка числовой и текстовой информации, широко применяемая сегодня во всех сферах нашей жизни, – здравоохранении, образовании, логистике, статистике, торговле. Ну, чтобы было понятно: база данных в школах – это электронный журнал. Куда сейчас без него? База данных в поликлиниках – электронная картотека пациентов. Телефонный справочник – тоже данные. Есть такие базы в пунктах проката спортивного инвентаря, учреждениях отдыха…
Еще одна номинация, в которой ребята тоже очень успешно участвуют, — вязание крючком. Никаких компьютерных технологий – рукоделие чистой воды. Пинетки, мочалки, сумочки. И это направление курирует Жанна Алексеевна, потому что сама умеет и любит вязать крючком.
Участие старшеклассников в конкурсах дало возможность выйти за рамки уроков, расширив их знания. А главное, получить конкретные практические навыки, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни. Что еще немаловажно: подготовка проходит на базе колледжей, в которые ребята потом и поступают. Кстати, юноши и девушки, участвовавшие в 2018 году в конкурсе от интерната, в этом году представляют свои колледжи по тем профессиям, которым обучаются. Опыт участия в чемпионатах на школьном уровне очень им пригодился.
А что дает участие в чемпионатах педагогу?
— Лично мне – новые знания, — говорит Жанна Алексеевна. — Я сама учусь, потом учу детей и радуюсь их победам. Мне это доставляет огромное удовольствие и в профессиональном, и в человеческом плане.
Кстати, Жанна Семенова и сама, что называется, играющий тренер. В 2019 году стала лауреатом конкурса «Учитель Оренбуржья». Это неудивительно: она педагог высшей квалификационной категории, имеющий свои наработки и методические подходы, которые успешно применяет в образовательной деятельности. Стаж работы — 26 лет. 23 из них прошли в стенах школы-интерната № 1.
Школа – живой организм
За годы работы педагогом у многих накапливается профессиональная усталость, возникает эффект выгорания. Да и просто рутина заедает. Но это не ее случай.
— Школа и детский коллектив каждый день привносят в жизнь что-то свежее, — говорит Жанна Алексеевна. — Возникают новые идеи, а то и проблемы. В общем, скучать не приходится. Вот я сначала преподавала математику, потом добавилась информатика. Все время в жизни что-то меняется. Ты включаешься в новый вид деятельности и продолжаешь работать на новой волне. Школа — очень подвижная система. Можно сказать — живой организм.
Труднее или проще с детьми коррекционной школы-интерната? И на этот вопрос она отвечает без раздумий:
— Наши воспитанники абсолютно такие же, как и их сверстники из обычных школ. Когда приходят молодые педагоги, я говорю: не надо их жалеть, надо воспринимать, как обычных детей. Просто жалеть — значит ничего для них не сделать. Нужно работать. С родителями, кстати, тоже! У особенных детей и родители особенные, порой с ними бывает труднее, чем с самими ребятами. Иногда нужно провести разъяснительную работу, иногда просто пообщаться, что-то посоветовать. Случается, что им не с кем поговорить о своем ребенке. Самая распространенная тема бесед с родителями – куда пойти выпускнику школы. А самое главное в педагогике – просто любить детей.
Свой профессиональный праздник Жанна Алексеевна встретила в бодром расположении духа. Несмотря на то что интернат на дистанте, дел ничуть не убавилось. Помимо уроков в самом разгаре подготовка к национальному этапу «Абилимпикса». Как заместитель директора она работает еще и над тем, чтобы максимально эффективно организовать дистанционное обучение. Чтобы оно было комфортным для всех – детей, родителей, педагогов. Вместе с коллегами по цеху ищет новые методы работы, внедряя видеоконференции, видеоуроки. Путь познания и для нее, и для ее учеников продолжается.
Наталия Веркашанцева
Похожие новости
Также читайте