Как школа помогает особенным детям устроиться в жизни

Жанна Семенова, учитель математики и информатики Оренбургской коррекционной школы-интерната № 1, с детства знала, кем станет. Мама тоже преподавала математику в этом же интернате. А отец всегда говорил: «Жанна будет учителем».

Мамины уроки

— Так на подкорку и записалось, — улыбается Жанна Алексеевна.

В общем, профессиональная закваска у нее основательная. Можно сказать, замешанная на генном уровне. Как и любовь к математике – царице наук, про которую еще Ломоносов сказал, что ее уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

Часть своего педагогического пути Жанна прошла вместе с мамой, перенимая у нее бесценный опыт работы со слабослышащими детьми. Сначала вела только уроки математики. Но когда в жизнь стала активно внедряться компьютерная техника, молодой педагог, идя в ногу со временем, освоила еще и информатику. На первый взгляд кажется, что это две разные дисциплины. На самом деле они неразрывно связаны между собой. Математика развивает культуру мышления, формирует научное мировоззрение. А информатика помогает приспособить полученные знания к современным реалиям. Например, позволяет широко общаться с помощью видеосвязи, что особенно актуально для детей с нарушениями слуха. В плане не только коммуникации, но и социализации.

Именно поэтому с 2018 года Жанна Алексеевна начала готовить своих учеников к участию в чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс». Это движение, связанное с компьютерными технологиями, дает возможность людям с инвалидностью сделать первые шаги в профессии и впоследствии получить работу. Три года подряд ее воспитанники стабильно занимают первое место в региональном этапе конкурса и второе — в национальном. В этом году учащиеся интерната № 1 традиционно на первом месте по итогам областного конкурса. И сейчас готовятся ко Всероссийскому отборочному этапу, который состоится 15 октября.

Комп в помощь!

«Инженерный дизайн», «Обработка текста», «Администрирование баз данных» — так называются номинации-компетенции, в которых неизменно побеждают учащиеся интерната. И все они имеют самое прямое отношение к повседневной жизни. Занимаясь инженерным дизайном, ребята учились проектировать дома, детские площадки. Но, к сожалению, из-за трудностей с программным обеспечением отошли от этой темы, хотя на конкурсе выступали очень успешно. С нынешнего года освоили новое направление: работа в текстовом редакторе, создание текстовых документов. Однако главной фишкой воспитанников Жанны Алексеевны является администрирование баз данных. Это обработка числовой и текстовой информации, широко применяемая сегодня во всех сферах нашей жизни, – здравоохранении, образовании, логистике, статистике, торговле. Ну, чтобы было понятно: база данных в школах – это электронный журнал. Куда сейчас без него? База данных в поликлиниках – электронная картотека пациентов. Телефонный справочник – тоже данные. Есть такие базы в пунктах проката спортивного инвентаря, учреждениях отдыха…

Еще одна номинация, в которой ребята тоже очень успешно участвуют, — вязание крючком. Никаких компьютерных технологий – рукоделие чистой воды. Пинетки, мочалки, сумочки. И это направление курирует Жанна Алексеевна, потому что сама умеет и любит вязать крючком.

Участие старшеклассников в конкурсах дало возможность выйти за рамки уроков, расширив их знания. А главное, получить конкретные практические навыки, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни. Что еще немаловажно: подготовка проходит на базе колледжей, в которые ребята потом и поступают. Кстати, юноши и девушки, участвовавшие в 2018 году в конкурсе от интерната, в этом году представляют свои колледжи по тем профессиям, которым обучаются. Опыт участия в чемпионатах на школьном уровне очень им пригодился.

А что дает участие в чемпионатах педагогу?

— Лично мне – новые знания, — говорит Жанна Алексеевна. — Я сама учусь, потом учу детей и радуюсь их победам. Мне это доставляет огромное удовольствие и в профессиональном, и в человеческом плане.

Кстати, Жанна Семенова и сама, что называется, играющий тренер. В 2019 году стала лауреатом конкурса «Учитель Оренбуржья». Это неудивительно: она педагог высшей квалификационной категории, имеющий свои наработки и методические подходы, которые успешно применяет в образовательной деятельности. Стаж работы — 26 лет. 23 из них прошли в стенах школы-интерната № 1.

Школа – живой организм

За годы работы педагогом у многих накапливается профессиональная усталость, возникает эффект выгорания. Да и просто рутина заедает. Но это не ее случай.

— Школа и детский коллектив каждый день привносят в жизнь что-то свежее, — говорит Жанна Алексеевна. — Возникают новые идеи, а то и проблемы. В общем, скучать не приходится. Вот я сначала преподавала математику, потом добавилась информатика. Все время в жизни что-то меняется. Ты включаешься в новый вид деятельности и продолжаешь работать на новой волне. Школа — очень подвижная система. Можно сказать — живой организм.

Труднее или проще с детьми коррекционной школы-интерната? И на этот вопрос она отвечает без раздумий:

— Наши воспитанники абсолютно такие же, как и их сверстники из обычных школ. Когда приходят молодые педагоги, я говорю: не надо их жалеть, надо воспринимать, как обычных детей. Просто жалеть — значит ничего для них не сделать. Нужно работать. С родителями, кстати, тоже! У особенных детей и родители особенные, порой с ними бывает труднее, чем с самими ребятами. Иногда нужно провести разъяснительную работу, иногда просто пообщаться, что-то посоветовать. Случается, что им не с кем поговорить о своем ребенке. Самая распространенная тема бесед с родителями – куда пойти выпускнику школы. А самое главное в педагогике – просто любить детей.

Свой профессиональный праздник Жанна Алексеевна встретила в бодром расположении духа. Несмотря на то что интернат на дистанте, дел ничуть не убавилось. Помимо уроков в самом разгаре подготовка к национальному этапу «Абилимпикса». Как заместитель директора она работает еще и над тем, чтобы максимально эффективно организовать дистанционное обучение. Чтобы оно было комфортным для всех – детей, родителей, педагогов. Вместе с коллегами по цеху ищет новые методы работы, внедряя видеоконференции, видеоуроки. Путь познания и для нее, и для ее учеников продолжается.

Наталия Веркашанцева


Похожие новости

15-04-2024 7:00
Пострадавшие от паводка ученики, оставшиеся
2-04-2024 12:00
В Оренбурге определили финалистов интеллектуального
1-04-2024 16:43
Информационно-коммуникационный образовательный сервис Сферум перезапускает
30-03-2024 16:00
Музыкальный руководитель детского сада №
29-03-2024 8:30
Центр подготовки операторов беспилотных систем будет
25-03-2024 11:00
Сферум запускает новый творческий конкурс
25-03-2024 9:00
25 марта у школьников Оренбургской
22-03-2024 14:22
Чтобы снять психологическое напряжение накануне
22-03-2024 11:02
Победители ежегодных конкурсов «Учитель Оренбуржья»
14-03-2024 9:58
В селе Нежинка Оренбургского района

Также читайте

23-04-2024 18:15
Жители затопленного оренбургского поселка Дубовый Плес возвращаются в свои дома.
23-04-2024 18:57
Уполномоченный по правам человека в Оренбуржье Анатолий Чадов отреагировал на
23-04-2024 16:00
Правительство региона опровергло заявление жительницы Орска о том, что та
22-04-2024 12:43
Уровень воды в Урале у Оренбурга продолжает снижаться. На 12:00
23-04-2024 17:54
В  связи с паводком начать дачный сезон в Оренбурге одним
23-04-2024 8:00
В областном центре неожиданно зацвели плодовые деревья — вишни и