В Орске разработали беспилотники, которые могут летать с дырами в корпусе
Авиамоделисты ДОСААФ разработали чертежи и получили материалы для производства беспилотников. Мини-цех был оборудован с помощью спонсоров, которые поддержали идею и помогли закупить необходимые инструменты и материалы.
Запуск простой, полет — долгий
Руководит учебно-производственным классом по изготовлению беспилотных летательных аппаратов педагог-авиамоделист с большим стажем Игорь Гаврилин. У него большая команда единомышленников, в которую вошли в том числе школьники – воспитанники авиамодельного кружка.
В просторном кабинете (обстановка тут отчасти напоминает детскую мастерскую кордовых пилотажных самолетиков, можно увидеть первые модели современных БПЛА. И это уже совсем не игрушки. Они оснащены всей необходимой электроникой, которая позволит бойцам вести разведку на местности и получать нужную информацию перед штурмом.
— Вот радиоуправляемый самолет, — показывает модель Игорь Гаврилин. – На нем установлены камеры, видеопередатчики, антенны, приемники, моторы, контроллеры и прочие «мозги». – На земле остается оператор, который с помощью техники получает возможность видеть на экране все, что фиксирует аппарат во время полета.
Все БПЛА самолетного типа сконструированы Игорем Николаевичем самостоятельно. Иногда опытный педагог читает в Интернете о зарубежных вариантах подобной техники.
Мастер продолжает делать чертежи и проводить экспериментальные испытания крыльев и прочих элементов летательного аппарата. Тонкое крыло – скорость больше, толще – скорость меньше, зато грузоподъемность подходящая: у каждого самолета своя задача.
Для ребят имеются шаблоны, по которым они размечают части прочной и легкой конструкции на пеноплексе и выпиливают их с помощью инструмента с нихромовой ниткой. Далее школьники ошкуривают, оклеивают детали калькой и скотчем, создавая обтекаемые и обдуваемые крылья.
Школьники уже не один год занимаются в кружке авиамоделизма, имеют грамоты и медали городских и областных конкурсов. Их интерес неподделен, а профильные знания довольно прочны.
Ребятам известно, что самолету надо выдерживать аэродинамические нагрузки, порывы ветра, находить координаты по спутникам и успешно возвращаться к месту пуска. Если случаем упадет в поле, найти можно в два счета.
— Включайте! – командует авиамоделист своим подопечным.
Мальчишки и девчонки устремились к пультам аппаратов, каждый из которых можно сделать за месяц-полтора. Те оглушительно гудят и взвизгивают, а камера ловит картинку.
Юные авиаторы рассказывают, что самолет запускается максимально просто – рукой, а преодолеть может десятки километров пути с огромной скоростью по направлению ветра и против него. В воздухе беспилотники продержатся столько, сколько потребуется.
Посвятил себя малой авиации
Испытания БПЛА проводятся на территории авиаспортклуба «Стрижи» за поселком Степной. Там в распоряжении школьников — бескрайние степные просторы, и после тестовых полетов над землей монтируются занимательные ролики.
Борты-разведчики нужны для работы над лесопосадками, поскольку могут легко подниматься ввысь и фиксировать окружающую обстановку.
К слову, преимущество пеноплексовых моделей еще и в том, что, даже если пуля попадет в корпус и пробьет дыру, аппарат продолжит лететь к цели. Крылья могут и вовсе превратиться в решето, но БПЛА от этого никак не пострадает. Главное — не задеть основные детали и непосредственно мотор, а это не так-то просто.
На следующем этапе Гаврилину предстоит разработать другие типы дронов, усовершенствовав конструкцию имеющихся самолетов, поэкспериментировав с полезной нагрузкой бортов, чтобы те умели нести и сбрасывать грузы. Поставленную задачу Игорь Николаевич не считает шибко сложной.
— Я всю жизнь отдал авиамодельному делу, — делится он. – С 1984 года занимаюсь с заинтересованными ребятами. В большую авиацию меня не пустили по состоянию здоровья, но я обещал посвятить себя малой. Здесь те же законы аэродинамики и почти тот же адреналин. Справимся!
За ценой не постоим
В мастерскую продолжают доставлять материалы, выгружая упаковки с листами пеноплекса и складывая их ровными стопками. Инициативные мужчины из ДОСААФ и Союза русских сил создают все условия, чтобы конструкторы не сидели без дела и смогли бесперебойно делать беспилотники.
— Скоро мы запустим акцию «Народный дрон», — говорит Владимир Хорьяков, председатель МО ДОСААФ России города Орска. – Поддержать бойцов можно будет малым материальным вкладом в общее дело.
Владимир Владимирович достает сметы, согласно которым изготовление каждого самолета обойдется в более чем сто тысяч рублей. Все дело в высоких ценах на электронную начинку из Китая. Однако для контроля малого неба в зоне специальной военной операции и спасения жизней наших бойцов необходимо иметь не столько деньги, сколько умелые руки, неравнодушие и желание помогать.
— Бойцы очень нуждаются в беспилотных летательных аппаратах, — подчеркивает Ирина Панаистова, заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России, председатель Совета женщин Орска. – К нам регулярно обращаются сами участники СВО и их родные. Некоторые орчане сами пострадали от вражеских дронов, лишились рук, ног. Именно поэтому мы решили организовать производство непосредственно в Орске, обратившись к давним традициям авиамодельного спорта и талантливым в этом деле людям.
По мере изготовления самолеты-разведчики, а в перспективе и ударные камикадзе будут поэтапно отправляться нашим бойцам через волонтеров. Это мощная поддержка от земляков и шанс одержать победу, сохранив многие жизни.
Юлия ЗАМЯТИНА
Фото автора
е
Похожие новости
Также читайте