В Оренбурге создают ретрокопию бронепаровоза времен Великой Отечественной
Проходя по улице Бурзянцева, жители Оренбурга наблюдают, как в выставочном комплексе «Салют, Победа!» строится новый экспонат. Сначала на рельсы был поставлен старый паровоз. Теперь его обшивают листами железа – так он превращается в ретрокопию бронепаровоза времен Великой Отечественной войны.
Восстановление из пепла
Раньше на этом месте в парке «Салют, Победа!» стоял другой паровоз. Недавно он был перемещен к главному входу. Там же построено здание, имитирующее вокзал, к паровозу прицеплен ретровагон-кинозал. Теперь на освободившихся рельсах появился другой, из той же серии «Э». На его основе создается ретрокопия локомотива грозной боевой единицы — бронепоезда.
— Экспонат станет для Оренбургской области уникальным и единственным. Нам в подарок достался один из последних паровозов, хранившихся в депо города Бузулука. Это часть проекта «Чкаловские крепости на колесах», который реализуется на средства президентского гранта, — сообщает заведующая отделом губернаторского историко-краеведческого музея Линиза Абземелева.
Грантовую поддержку оказал Президентский фонд культурных инициатив. В команду проекта вошли сотрудники музея и ООО «МодельХобби-Оренбург». Помогли партнеры – паровозоремонтный завод и ООО «Газпром добыча Оренбург», осуществившие безвозмездное хранение, транспортировку и сборку паровоза.
Сейчас обшивкой его стальными листами занимается коллектив локомотиворемонтного завода. Будка машиниста оборудуется световыми и звуковыми эффектами. За это отвечает реставрационная фирма, в которой работают братья Сергей и Дмитрий Козиковы.
— Все будет как настоящее, и гудок, и дым, — отмечает Линиза Абземелева. – К 80-летию Великой Победы планируется открытие экспозиции. А пока мы провели выставки на локомотиворемонтном заводе и на детской железной дороге, организовали бесплатные экскурсии и мастер-классы для детей.
Одевая в броню паровозы, люди бронь снимали с себя
В парке развернута планшетная выставка об истории строительства и формирования бронепоездов в Оренбуржье и их боевом пути.
— Выяснилось, что у нас в области было построено семь бронепоездов и сформированы экипажи двух бронедивизионов, — рассказывает научный сотрудник губернаторского историко-краеведческого музея Сергей Саяпин.
В депо станции Оренбург в 1942 году было построено два бронепоезда — «Оренбургский железнодорожник» и «Вперед, на запад!». По одному поезду, причем с одинаковым названием «Смерть фашизму!», изготовили в Абдулино и Бузулуке. И еще три было сооружено на Чкаловском паровозоремонтном заводе (ныне это Оренбургский локомотиворемонтный завод). Причем два из них получили наименования «Московский метрополитен» и «Московский железнодорожник».
— «Московский метрополитен» был построен на средства, собранные сотрудниками метрополитена. Позже, так же как «Московский железнодорожник», он был укомплектован экипажем в столице, — поясняет Сергей Саяпин.
Формирование экипажей велось из числа добровольцев, которые отказывались от «брони» — запрета на призыв в армию.
Над ошибками поработали
Сведения сотрудники оренбургского историко-краеведческого музея собирали по крупицам. Искали в архивах, обращались в фонды музеев области, Оренбургского локомотиворемонтного завода, Московского метрополитена, к коллегам в город Ардон (Северная Осетия). При этом делали открытия и исправляли ошибки.
— Так, бронепоезд под номером 746 «Московский метрополитен» до сих пор считался построенным в городе Чкаловске, то есть в Горьковской (сегодня Нижегородской) области. Но мы выяснили, что там никогда не было железной дороги. Допущена неточность в названии, поэтому в статистику по нашей инициативе внесено исправление: бронепоезд «Московский метрополитен» построен в городе Чкалове на Чкаловском паровозоремонтном заводе, — говорит Сергей Саяпин.
Летом 1943 года экипаж бронепоезда «Московский метрополитен» геройски проявил себя на Курской дуге.
Память о героях сохранится
Подвиги железнодорожников будут отражены в экскурсиях по парку «Салют, Победа!».
— Два бронепоезда 36-го дивизиона — «Оренбургский железнодорожник» и «Вперед, на запад!» воевали на юге России и были разбиты на Северном Кавказе близ станции Ардон (Северная Осетия). В октябре 1942 года фашисты рвались к грозненским нефтяным промыслам, чтобы оставить Красную армию без горючего для транспорта. Путь им преградили наши бронепоезда. В бою, который продолжался два дня, «крепости на колесах» уничтожили два фашистских самолета, 22 танка, несколько автомобилей и бронетранспортеров и до 600 захватчиков, задержав наступление противника, — рассказывает Сергей Саяпин.
Бронепоезда фашисты обстреливали из пушек и минометов, бомбили с самолетов. Железнодорожники бились до последнего патрона, последнего снаряда, а уцелевшие люди покидали лишь полностью разрушенную машину, подрывая оставшееся вооружение.
Музейщиками восстановлены имена некоторых членов тех героических экипажей. Это капитан Иван Иванович Фандей, старший машинист Николай Максимович Урюпин из Оренбурга, машинист Сергей Иванович Маркин из Орска, кочегар Сергей Калякин из Москвы… Найдена братская могила близ города Ардона, где на камне памятника высечены фамилии погибших героев-железнодорожников.
Однако не все бронепоезда были утрачены на полях сражений. Построенный в Абдулино поезд № 667 «Смерть фашизму!» принимал участие в боях на Курской дуге, освобождал Украину и Румынию, а в 1945 году встретил Победу в Чехословакии.
Вячеслав ВОЙТИН
Фото автора
Похожие новости
Также читайте