40 процентов орчан после паводка до сих пор получают гуманитарную помощь
250 тонн гуманитарной помощи, в том числе свыше 50 тысяч продуктовых наборов, получили жители Орска с начала апреля по середину августа. Но пострадавшие от паводка до сих пор целыми семьями выстраиваются в очереди за продуктами питания, гигиеническими наборами, матрасами, подушками, постельным бельем… В их домах не осталось ничего, кроме заплесневелых стен, в таких условиях и теплое одеяло – ценный подарок. В гуманитарке на сегодняшний день нуждаются не менее 40 процентов орчан.
Пригодился опыт в «Красном кресте»
Татьяна Фасио – директор Фонда инноваций и инвестиций Оренбургской области с апреля занялась организацией гуманитарной помощи в Орске.
— Включились в работу с самого начала наводнения, — вспоминает Татьяна Фасио. – Это были в том числе совместные с «Авито» акции по поиску объявлений о сдаче жилья, а также пересылке вещей, средств гигиены от граждан всей страны, тем более что управляющий директор интернет-сервиса родом из Новотроицка. Расходы на доставку они брали на себя. Затем я выехала непосредственно в Орск. Общее число пострадавших здесь было огромным, около 35 тысяч человек.
Первая весенняя гуманитарка раздавалась довольно хаотично: длинные очереди в центре города, люди могли брать пакеты с продуктами неоднократно и порой без документов. Встречались среди получающих и те, кто не пострадал, а затаривался крупами за компанию. Спустя неделю неразберихи решили перенаправлять людей на сайт «Паводок.орб.ру» или телефон 122, чтобы, получив онлайн-заказ, доставлять продукты адресно. Это тоже оказалось ошибкой, поскольку из-за количества затопленных домохозяйств приехать в гости к каждому было нереально, тем более что люди рассредоточились по районам. Тогда стало понятно: нужно открывать централизованные пункты выдачи. Сейчас таких точек осталось две – малый Покровский храм «Водосвятная часовня» и соборная мечеть.
Пострадавшие получают муку, сахар, лапшу, продукты быстрого приготовления, упаковки с круассанами, шоколадные батончики, сухую молочную кашу для детей, фруктовые пюре и многое другое. Откуда это берется большими партиями да так, чтобы всем доставались примерно одинаковые компоненты? Если кому-то положат одно, а остальным другое, в чатах начинаются пересуды. Разносорт всегда лучше перефасовать, нежели получить волну негатива и недоверия от жителей.
— В топ крупных поставщиков входят банк еды «Русь», наши друзья из Кыргызстана, откуда разово пришли 20 фур, много продукции закупает партия «Единая Россия», — отмечает Татьяна Фасио. – Что касается постельных принадлежностей и матрасов, здесь активно подключились фонд «Предание» и Фонд имени Евгения Примакова, сделав большие пожертвования. Нужного количества белья не было ни в одном магазине, поэтому мы заключили договор с фабрикой из Иваново, которая обязалась отшить 3,5 тысячи комплектов. Уже выдано 1,5 тысячи штук, успевают поставлять примерно 300 в неделю. В решении других организационных вопросов нас очень поддерживают губернатор Денис Паслер и администрация Орска.
Нуждающихся «видит система»
Штаб координирует процесс, чтобы помощь распределялась равномерно и ее хватило всем. Информационное оповещение ведется через специально созданный чат: куда и какие наборы привезли, где меньше людей в очереди, расписание работы пункта и другие новости.
Отчетность у команды штаба строжайшая. Волонтеры обязательно заполняют ведомости по получению и выдаче продукции, где все цифры должны сойтись. Крупные производители товаров хотят быть уверены, что каждый килограмм дошел до нуждающихся. Благодаря поставке крупных партий есть возможность делать содержание коробок и пакетов одинаковым и не менять состав набора без необходимости.
— Наша задача – помочь максимальному числу людей с учетом всех ресурсов, — подчеркивает Татьяна. – Поставки позволяют сформировать семейные, индивидуальные и детские наборы для разных возрастных групп. Пюре и каши мы, впрочем, выдавали всем детям и подросткам до 18 лет, кто захочет. Выяснилось, что такое питание любят не только малыши, но и подростки, а еще пенсионеры и другие члены семьи. Получалось также сформировать сладкие наборы.
Сначала гуманитарку в Орске выдавали раз в две недели, потом утвердили график – единожды в месяц. Ситуация стабилизировалась, однако проблемы не ушли. Спрос на продуктовые наборы у жителей затопленных домов стабильно высокий, всех нуждающихся «видит система», ведется учет по единой базе адресов. Три тысячи семей регулярно посещают пункты выдачи – это примерно 40 процентов от всех пострадавших.
— Такова средняя статистика по уровню социальной уязвимости населения, как это и было смоделировано гуманитарным штабом изначально, — подчеркивает его руководитель. – Мы стараемся снять финансовую нагрузку с домохозяйств, понимая, что деньги в основном уходят на ремонт и другие нужды. Немаловажен психологический эффект: люди чувствуют, что не забыты. Орчане очень благодарны. В большинстве своем это оказавшиеся в тяжелой ситуации добросовестные люди, они не пытаются обмануть и не требуют невозможного. Здорово, что у нас есть возможность поддержать нуждающихся до тех пор, пока они не отремонтируют дома или не отпразднуют новоселье. Пока помощь нужна, будем ее оказывать.
Юлия ЗАМЯТИНА
Фото автора
Похожие новости
Также читайте