Орские педагоги и родители поделились опытом надомного обучения
Не все школьники в сентябре сели за парты и погрузились в привычную большинству ребят атмосферу уроков и шумных перемен. Некоторые из-за болезни остаются в своих четырех стенах, и педагоги сами к ним приходят. Это надомное обучение, его обеспечивает и контролирует государство. Популярно также обучение семейное, когда родители здоровых детей ежедневно занимаются с детьми сами или нанимают платных репетиторов. Причины ухода из учебного заведения у всех разные: качество знаний не устраивает, ребенка обижают сверстники, он профессионально занимается спортом или часто переезжает из города в город. Главное, потом успешно сдать аттестацию на онлайн-площадке или прикрепившись к обычной школе.
В чем особенности и преимущества надомной и семейной форм обучения, узнаем у учителей и родителей из Орска.
А опыты смотрит на видео
Кирилл Верушкин – девятиклассник школы № 49. Он учится на дому с первого класса в силу серьезного заболевания.
— Это единственный для сына способ получения основного общего образования, — делится его мама Татьяна Анатольевна. – Наш педагог приходит практически ежедневно в зависимости от состояния здоровья ребенка, перед занятиями мы в отдельной комнате готовим стол и учебные принадлежности. Уроки проходят интересно, познавательно, с физминутками для отдыха. Домашние задания тоже есть – по учебнику и в тетради. Конечно, ставить опыты по химии или физике нет возможности, но вполне реально посмотреть видео экспериментов.
Мальчика всегда приглашают на линейки, школьные праздники. Если получается приехать издалека, то он посещает их, получает дипломы, грамоты, как и остальные одноклассники. А в конце нынешнего учебного года после экзаменов выпускник обретет настоящий аттестат, после чего будет решать, какую профессию получать.
В дверь звонок – учитель на урок
Школа № 49 одной из первых в Орске приступила к реализации инклюзивных программ еще в 2008 году. Тогда наряду с традиционными классами в рамках эксперимента взяли четверых ребят-надомников, постепенно доведя к 2023-му ежегодное число таких учеников почти до полутора сотен.
— Детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью зачисляют для надомного обучения по решению психолого-медико-педагогической комиссии, — рассказывает директор школы № 49 Оксана Коробова. – Как правило, это первоклассники, но бывает, что и ученики постарше поступают для обучения по адаптированным общеобразовательным программам.
Таких программ и соответствующих им учебных планов более десятка – для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата без задержки и с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и без нее, расстройством аутистического спектра, ДЦП и прочими диагнозами. В минувшем году из школы выпустили 15 девятиклассников-надомников с аттестатами или свидетельствами в зависимости от освоенного ими базового уровня. Все дети проходили государственную аттестацию в пункте сдачи экзаменов, или он был организован по решению ПМПК опять же у них дома.
Учителя, а их 99 на 135 детей, стараются радовать своих не слишком здоровых подопечных. У каждого таковых всего один или два. После уроков в школе с обычными детьми педагог с пакетом игрушек, ярких карточек, тактильных предметов и Буратино под мышкой спешит к надомнику, порой на другой конец города. Мальчики осваивают деревянные лабиринты, девочки наряжают кукол… Родители могут принимать участие в занятиях, которые часто превращаются в игру, либо наблюдать из другой комнаты, поить чаем на переменах. Ученики привыкают к своему педагогу, ждут его с нетерпением и искренней радостью.
— Я с удовольствием работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья, — говорит заместитель директора по научно-методической работе и учитель надомного обучения школы № 49 Юлия Новоселецкая. – От них больше душевной отдачи, благодарности. Педагог должен иметь огромное желание помогать ребенку с недугом. Пусть будут маленькие победы, но они такие ценные!
Любимый предмет домашних школьников – технология, на ней можно даже научиться шить. Ребятишки участвуют в творческих конкурсах, готовят концертные номера для выступлений, рисуют. На праздники их привозят родители. Особенно запомнился воспитанникам День детства после окончания учебного года во Дворце культуры нефтехимиков.
— Все очень хотели сами выходить на сцену за грамотами, им помогали волонтеры, — отмечает Оксана Коробова. – Сначала мы планировали вручить дипломы на местах, но ребята мечтали оказаться при свете рампы перед зрителями.
Опыт надомного обучения, наработанный орской школой, передается коллегам из Оренбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, где директор часто выступает на конференциях. Учебное заведение является и региональной площадкой по внедрению инклюзивного образования, поскольку количество детей с ОВЗ растет с каждым годом.
— Наша задача – помочь семье, — говорит Оксана Ивановна. – По Закону «Об образовании» в России не должно быть детей, которые бы находились дома и не учились. У всех трудности разные, но получить образование должны абсолютно все.
Без перегруза и слез
Семейное обучение стало популярным в пандемию и, по неофициальным данным, сейчас его использует около сотни орских родителей. В семье Мухиных, воспитывающей шестерых детей, четверо — школьного возраста. Старший сын, выпускник прошлого года, успешный дзюдоист, шахматист и танцор брейк-данса, получил золотую медаль, самостоятельно подготовившись к ЕГЭ и аттестации по всем предметам. Егор поступил в рязанский вуз, чтобы продолжить спортивную карьеру и войти в олимпийскую сборную страны. Его браться и сестры тоже не ходят в школу, самостоятельно учатся дома, зато находят время на увлечения.
— В традиционной школе много лишнего, слишком строгие правила, есть сложности с питанием, — уверяет Виолетта Мухина. – Поэтому семь лет назад мы ознакомились с нюансами и правовыми основами семейного обучения и забрали детей из школы, продолжив сдавать экзамены на ее базе. Наши дети учатся в спокойном режиме, с четким распорядком дня, без перегруза и нервного напряжения, иногда методом погружения в конкретный предмет.
К репетиторам Мухины обращаются редко и только для того, чтобы ребята систематизировали освоенный материал за пять-шесть встреч с профессионалом. Для самостоятельной работы есть учебники и многочисленные видеоматериалы в Интернете, где ведущие каналов объясняют суть понятно и доступно. Перед ЕГЭ одиннадцатикласснику хватило пары месяцев походов к двум местным репетиторам, чтобы освежить знания и понять структуру экзамена.
— Наш опыт удачен, но не исключаю, что в других семьях могут возникнуть сложности, — подчеркивает Виолетта Игоревна. – Принимать решение надо индивидуально. Что касается трудностей в общении, то они абсолютно исключены. Мои наблюдения показывают, что ребята на семейном обучении коммуникабельны и легко заводят знакомства.
Чтобы объединить юных орчан и их родителей, выбравших семейное образование, три года назад Виолетта в паре с Олесей Павленко открыли «нешколу» «Зерна». Они разработали обширную досуговую и творческую программу для «семейников». Не посещающая школу детвора изучает основные предметы типа математики дома, а здесь собирается, чтобы общаться и на досуге постигать финансовую грамотность, театральное и ораторское искусство, нескучный окружающий мир на природе и другое.
По большому счету, неважно, где ребенок получит образование, главное, чтобы талант каждого вовремя был замечен, а здоровье в борьбе за знания не было подорвано многочасовым сидением за партой, бесполезными усилиями и разочарованиями.
Юлия ЗАМЯТИНА
Фото предоставлено героями материалов
Похожие новости
Также читайте