Инструктор автошколы Орска дал советы начинающим водителям
Легко ли научиться управлять автомобилем? Кто-то скажет — да, а кто-то, пережив многочисленные пересдачи экзамена в МРЭО, с ним поспорит. С каждым годом требования к новоиспеченным водителям становятся все выше, следовательно, чтобы не упасть в грязь лицом перед экзаменатором, нужно хорошо подготовиться. Залог успеха – правильный выбор инструктора, который научит всем тонкостям и премудростям вождения.
Мечтал стал летчиком
Инструктор орской автошколы ДОСААФ Владимир Николенко за годы работы выпустил не одно поколение водителей. Накануне празднования дня города его портрет разместили на Доске Почета Октябрьского района.
Владимир Николаевич — уроженец Казахстана. Восьмой ребенок ветерана Великой Отечественной войны, почетный донор России.
— Я младший в нашей многодетной семье, — рассказывает он. — У отца была лошадь, я еще в школу не ходил, он меня научил на ней ездить. Очень нравилось, только к технике тянуло больше.
Юный Николенко мечтал стать летчиком, готовился к поступлению в летное училище гражданской авиации и даже прошел зональную комиссию. Только жизнь распорядилась иначе. После окончания школы он отправился сдавать экзамены на право управления автомобилем и не сдал.
– Подумал, не судьба, — вспоминает инструктор. – Мне посоветовали не торопиться с выводами, хорошо подготовиться. Я так и сделал. Первые свои права получил в 1978 году. До сих пор выполняю наказы инструктора по вождению Иосифа Гайда.
Долгое время наш герой проживал в Казахстане. Получил профессию инженера-технолога литейного производства черных и цветных металлов. Завел семью. Работал в Кустанае на дизельном заводе. Тяжело дались годы перестройки, зарплату не платили. Вместо денег выдавали муку, из которой дома сами пекли всевозможные вкусности.
— Выживали как могли, — признается Владимир Николаевич. – Тогда не только в Казахстане — везде так было. Приходилось и на базаре стоять. Теща в Орске работала на ЮУМЗе. Бывало, пришлет смесители: вот продаешь — на хлеб хватит. Отец помогал, ему как участнику войны хорошую пенсию платили. Картошку продавал, 10 соток сажали.
В Орске в гостях у тещи Владимир Николенко принял решение переехать. Сразу бросился искать работу, но дело оказалось не из легких. Без гражданства не брали. В 2004 году, оформив документы, устроился в службу безопасности магазина «Эльдорадо». Стоит отметить, прошел большой конкурсный отбор. Там проверял чеки, предотвращал и даже раскрывал кражи телефонов, ловил карманных воришек. Со временем все же решился вернуться в свою стихию, начал трудиться на ЮУМЗе контролером пятого разряда по внешней приемке. Однако платили очень мало, а семью хотелось обеспечить всем необходимым. Владимир Николаевич вспомнил свой инструкторский опыт, как еще в Кустанае обучал директора Жилдорэкспедиции навыкам вождения на автомобиле. Так и нашлось истинное призвание.
Не работа, а наслаждение
— Я перешел на работу инструктором к Владимиру Горшенину в Орский технический техникум, — делится собеседник. – Трудился там с 2011 года по 2012-й, в 2013-м ушел в ДОСААФ. И по сей день здесь. Весной вышел на пенсию.
Пенсионером Владимира Николаевича назвать сложно, сидеть на диване без дела — это не про него. Любовь к делу заставила вернуться в строй, несмотря на пережитый инсульт и коронавирус.
— Работа для меня — наслаждение, — говорит инструктор. – Могу и задержаться. Все стоят, я еще езжу. Каких-то лишних 15 минут, а сколько упражнений курсант сделать успеет. Бывало, и в шесть утра приходил на вождение. Надо так ездить, чтобы тебе самому нравилось. На первом занятии говорю курсанту: запомни тот, день, когда ты сел за баранку этого автомобиля, пройдет три дня — и все будет по-другому. Стараюсь сразу новичка вывезти в город и посмотреть, как он себя поведет, чтобы понимать, как дальше планировать занятия. Есть ребята, которые как будто родились за рулем. Кому-то вообще езда категорически противопоказана. Они, как правило, хотят решить все вопросы материально, только я таким не занимаюсь. Хочу спать спокойно.
Основной помощник инструктора Николенко — автомобиль Skoda Fabia, который безукоризненно служит ДОСААФ 10 лет. От новой машины он категорически отказался. Старый конь борозды не портит. Тщательно следит за техническим состоянием и учит курсантов правильно обращаться с техникой.
— Машина — она женского рода, значит, с ней лучше ласково. Как ты к ней, так и она к тебе, — делится Владимир Николаевич. – Нужно привыкнуть, почувствовать автомобиль. Важно объяснить, как правильно отпускать сцепление. Бросить можно курить, пить и все остальное, но сцепление — ни в коем случае. Правило переключения скоростей — между первой и второй перерывчик не большой. Вот так шутками и прибаутками и запоминается управление. Ехать надо спокойно. Поспешишь — людей насмешишь. Порой водители сигналят. Однажды не выдержал, остановился, вышел на дорогу и говорю: «Вас на пересдачу бы отправить! Не знаете даже, в каких случаях сигнал допустимо подавать».
«Говорю на любом языке»
В числе воспитанников Владимира Николенко — школьники, студенты, пенсионеры, мужчины и женщины разных национальностей. Способность к вождению от возраста, расы и полового признака не зависит, уверен он. Важно найти к ученику правильный поход. Зачастую к опытному инструктору попадают те, кто не смог обучаться с другими специалистами.
— Я скажу по-таджикски, узбекски или казахски, да и на любом другом языке, — смеется Владимир Николаевич. – Нахожу контакт со всеми. Бывает, с девчонками легче, чем с пацанами, бывает наоборот. От дороги отвлекаться нельзя ни в коем случае. Глаза нужны и спереди, и сзади. Аварий за практику не случалось, у меня же педали есть, ноги всегда на пяточках стоят. Я в любой момент готов вмешаться. С кем-то могу расслабиться, с кем-то нет. Все люди разные. Заметил, что самая лучшая дорога – домой. Даже женщины, которые боятся за рулем, себя довезут без ошибок.
Благодаря такому способу обучения Владимир Николенко знает адреса проживания всех своих курсантов, а выпускников помнит не только по именам, но и местам проживания. И они в свою очередь не забывают добродушного наставника. Часто, встречаясь на пути, сигналят, машут, вспоминают наказы и советы. Ведь такое умение объединить талант педагога, психолога и доброго друга дано далеко не каждому. Порой на занятия приходят целыми поколениями.
Владимир Николаевич старается на экзаменах поддержать каждого курсанта. Перед началом испытания обязательно дает наставления и напутствия. А его молчаливое присутствие в автомобиле помогает справиться с волнением.
— Каждый раз повторяю: смотрите на знаки и слушайте экзаменатора, — говорит инструктор. – Бывает, не то что не слышат — сами придумывают команды! Лучше задай вопрос. За спрос не ударят в нос. Объясняешь, объясняешь, так нет, все равно умудряются завалить экзамен. И жалко ведь. Всем же хочется сдать с первого раза, но не у всех получается. Основная причина ошибок — правила не читают. Смотрят только на картинки. Вы хоть раз книжку откройте. Некоторые такое вытворяют. Ой! Могут и на красный сигнал светофора поехать. Ну и поворотники забывают включать. К тому же надо быть готовым, если инспектор ГАИ направит не по привычному маршруту, где проходило обучение.
Инструктор Николенко — заботливый педагог, семьянин и душа коллектива автошколы. Его чувство юмора помогает коллегам справляться с ежедневными трудовыми буднями.
— Владимир Николаевич надежный, человек слова. Сказал — сделаю, значит, можно не сомневаться, — отмечает Ирина Панаистова, директор автошколы ДОСААФ. — Порядочный, ответственный, высококлассный специалист. На всех мероприятиях проявляет креатив, может спеть и станцевать. Курсанты ценят его опыт и знания. К нему прислушиваются и все наши сотрудники. Горжусь, что он в нашей команде.
Наталья ТИМОНИНА
Фото из архива героя материала
Похожие новости
Также читайте