Как живет оренбургская страна «Оления»? Репортаж корреспондента «ЮУ»

Адрес хозяйства, которое не первый год занимается в Оренбуржье разведением маралов и пятнистых оленей журналистам подсказали в Министерстве сельского хозяйства области. Оказалось, что и находится реальная «оления» не за дальними далями, а по соседству с Бузулуком – на территории Сорочинского городского округа. Всего за полтора часа домчались мы до неё вместе с коллегами, собкорами «Вестей Оренбуржья».
Крупные и оооочень рогатые!
… Солнце только поднималось над горизонтом и вокруг его диска стояли свечки радуги-дуги. Такое случается зимой, когда после оттепели приходит морозное утро. Значительная территория, где находятся взрослые олени, обнесена металлической сеткой в крупную клетку. Стараюсь подобраться поближе, чтобы сфотографировать рогатых красавцев крупным планом, но снег под ногами предательски хрустит, и осторожные животные отбегают стайкой от кормушек. Замираю неподвижно, нацелив в окно сетки объектив. Постепенно маралы возвращаются на место кормления, но один из них продолжает сверлить меня взглядом, охраняя своих жующих сено братьев.
— Зимой они близко к себе подпускают только рабочих, раздающих корма. Летом сайки и саюшки, так называют маралов первого года жизни, могут позволить себя погладить, покормить с руки. Многие жители области приезжают к нам с ребятишками, чтобы на них посмотреть. Олени вообще-то считаются животными, не поддающимися одомашниванию. Вы думаете, почему они «за решёткой»? Не будь этой сетки или окажись в ней проход, уйдут в лес и не оглянутся! Такое вот у нас нетрадиционное стадо КРС, крупное и рогатое, но не быки или коровы, — говорит учредитель ООО «АП «Сборовское» Владимир Ибрагимов.
Три года назад 64 головы взрослых особей марала и пятнистого оленя привезли в
Оренбуржье с Алтая. Сегодня их в хозяйстве Ибрагимовых порядка 1200 голов разных возрастов.
— Везли за 4 тысячи километров на свой страх и риск, были опасения, что не приживутся, был и падёж на первых порах. Всё же у нас и климат другой, и кормовая база. На Алтае травы по пояс всё лето, а у нас к июлю зелень выгорает. Зато мы имеем возможность заготавливать сено, сенаж, комбикорм, потому что занимаемся и растениеводством, имеем 12 тысяч гектаров земли, — продолжает Владимир Балабекович. – Эти олени уже аборигены, рождены В Оренбуржье, и наши маралы не хуже алтайских!
Кому рога, кому копыта
Кроме оленей содержат в хозяйстве лошадей, в основном это тяжеловозы. За три года табун вырос с 12 голов до 500 Планировали продавать их на племя, но эпидемическая ситуация ограничила связи с Казахстаном, основным покупателем лошадей, а в нашей области желающих заниматься коневодством найдётся немного. Потому копыта пока простаивают, принося хозяйству скорее убытки, чем прибыль.

— А вот маралы приносят доход каждый год. Срезаем панты (молодые рога), по всем правилам обрабатываем и отправляем на Алтай, где их выставляют на аукцион, — говорит Ибрагимов — младший, Михаил Владимирович, директор хозяйства. – Сами пока на рынок выхода не имеем, приходится пользоваться связями посредников, обучивших наших специалистов работе с пантами. Спрос на них в мире огромный! В Корее, Китае, Сингапуре их используют для производства лекарств и косметической продукции, а основные поставщики это Новая Зеландия и Алтайский край России. В этом году панты нам пришлось консервировать, так как из-за пандемии не стало выхода на внешний рынок. Только от маралов мы отказываться не собираемся, планируем нарастить до конца года поголовье до двух тысяч, а в перспективе будем думать, как перейти от продажи сырья к производству пантовой продукции. Уверены, что и в России на неё будет большой спрос.

Марала не зря называют благородным оленем, обладающими лекарственными свойствами считаются не только панты, но и кровь этих животных, а жилы используются в медицине как рассасывающиеся нити при полостных операциях на внутренние органы. Оздоравливающие и омолаживающие мараловые ванны в хозяйстве готовы запустить уже в этом году. Большие планы у оленеводов на развитие эко туризма. Всё это поможет хозяйству пережить трудные времена без возможности выхода на внешний рынок.
Легче оленя завести…
— Чтобы добиться в нашем деле успеха, надо не бояться идти на риск, верить в свои силы и очень любить животных, — считает Владимир Ибрагимов. – А самая сложная составляющая – это кадры. В посёлке Войковский, где базируется наше хозяйство, трудоспособного населения практически нет. Молодые люди предпочитают уезжать в города, работать в торговле, охране, где угодно, только не в сельском хозяйстве! Сегодня мы готовы принять на работу приезжих из Азии, Молдавии, любых регионов России, платить достойную зарплату, жильё для них снимать, но большого притока кадров не видим. Даже экзотических животных бывает легче завести, чем найти рабочие руки.
Не стремятся последовать примеру Ибрагимовых другие хозяйства, какие бы выгоды не сулило в дальнейшем разведение маралов, как бы дорого не стоили на рынке их рога. Во-первых, это действительно риск, олени, как любые другие животные, подвержены заболеваниям, лишить поголовья может и человеческая халатность, не досмотрели – ищи ветра в поле! Во-вторых, надо владеть достаточными ресурсами земли, на каждую голову не менее трёх гектаров. В- третьих, не стоит рассчитывать на господдержку, маралы хоть и крупный рогатый скот, но под дотации на содержание КРС в Оренбургской области не попадают. Потому оленеводческое хозяйство Ибрагимовых сегодня эксклюзив и исключение из правил.
— Разведение маралов требует максимального внимания, этим надо жить, — говорит Владимир Балабекович. – Любить животных, независимо от возможности получения выгоды. И коневодство, и оленеводство – это не лёгкие деньги, а люди стараются выбирать менее затратные и более понятные способы получать прибыль.
На вопрос, кого он любит больше, оленей или лошадей, Ибрагимов ответил коротко – «Всех животных!». Пример тому молодая волчица в вольере по кличке Рыжая, спокойно принимающая пищу из рук хозяина. Привезли её Ибрагимову знакомые, сказали, что это щенок лайки, а выросла чистокровная волчица. Не убивать же её за это? Может быть, в плане эко туризма появятся в хозяйстве и другие представители фауны, станет Рыжая родоначальницей зверинца?
… Возможно, прочитав этот материал, кто-то иронично назовёт оленеводческое хозяйство блажью, стремлением выделиться на фоне традиционного животноводства. А кто-то возьмёт информацию себе на заметку, захочет опыт перенять. Почему бы нет, любое дело, приносящее пользу и прибыль достойно уважение. Пока страна «Оления», созданная в одном, отдельно взятом хозяйстве, для Оренбуржья скорее экзотика, и жизнь в ней совсем не сказочная. Но, возможно, в недалёком будущем маралы и пятнистые олени станут у нас обычной отраслью животноводства, как сейчас в Алтайском крае. И мы ещё будем этим гордиться!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


Похожие новости

19-04-2024 17:13
В СНТ «Совнархоз» возле областного
19-04-2024 16:25
Ленинский районный суд Оренбурга приговорил
19-04-2024 8:00
Оренбурженка Екатерина Стовберг стала героиней
18-04-2024 17:15
Несмотря на паводок, садоводческие маршруты
18-04-2024 14:57
Сотрудники полиции Оренбуржья и волонтеры
18-04-2024 14:23
Повторную экспертизу, которая практически аннулировала
18-04-2024 11:19
erid=2Ranyktbcn4 «Ростелеком» обеспечил беспроводным доступом
17-04-2024 13:07
Республика Татарстан  пригласила на отдых

Также читайте

17-04-2024 9:57
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга  за ночь снизился
19-04-2024 8:00
Оренбурженка Екатерина Стовберг стала героиней телепроекта Андрея Малахова «Песни от
17-04-2024 12:24
Жители нескольких районов Оренбурга во время наводнения самостоятельно пытались защитить
16-04-2024 9:00
Жительница Орска Татьяна Путинцева показала на видео, в каком состоянии
17-04-2024 16:44
Жители поселка Кушкули областного центра сами построили дамбу, чтобы спасти
18-04-2024 18:00
Уровень воды в реке Сакмара продолжает подниматься, но запас у