«Ищем, чтобы накормить и вдохновить». Оренбургские добровольцы готовят еду для бездомных

Около двух лет оренбуржец Виталий Панин и еще несколько его единомышленников ищут по городу бомжей. Зимой люди, живущие на улице, особенно нуждаются в поддержке – как минимум в теплых вещах, лекарствах и горячей еде, которую готовят для них волонтеры. Делаем это не для того, чтобы они оставались бомжами, только сытыми и обутыми, подчеркивает Виталий. Хотим вдохновить их, показать, что есть и другая сторона жизни.

И себе, и Люське
Фото: Юрий Стекачев

Люки, теплотрассы, теплопункты – зимой эти места особенно востребованы гражданами без определенного места жительства. Между трубами с помощью фанеры, картона и целлофана они умудряются обустроить целое общежитие. В одиночку в такое время не выжить: двоим уже легче, есть даже пары, которые себя считают мужем и женой.

— Мы ищем места их обитания, кормим, общаемся, помогаем вещами, убеждаем их, что не все потеряно, — говорит Виталий Панин. — Никто бомжом не рождается, и эти люди в силу разных причин оказались на улице. У кого-то квартира сгорела или ее забрали мошенники, другой переехал из заброшенной деревни в Оренбург на заработки, но что- то не сложилось. Возвращаться обратно не видят смысла, там даже газа нет, говорят, нам лучше здесь. И тем, кто вышел из мест лишения свободы, зачастую тоже идти некуда, центра ресоциализации для бывших заключенных в регионе нет. Мы сотрудничаем с частными реабилитационными центрами, но далеко не все готовы работать с такой категорией граждан. Хотя бомжей у нас не мало, они базируются по всему городу. Думаю, в Оренбурге наберется человек 500.

Бомжи такие же люди, и у них, несмотря на, казалось бы, праздный образ жизни, всегда есть какие-то дела. Когда вместе с Виталием Паниным мы приехали на теплотрассу в Степном поселке, там оказался один Алексей (хотя, по его словам, к вечеру соберутся еще несколько обитателей). Он с радостью принял от волонтера свежеприготовленную домашнюю еду, которую Виталий привез в больших емкостях, рассчитанных человек на пятнадцать. Аппетитная выпечка, борщ, сосиски с пюре — этого даже большой компании хватит не на один день.

Но волонтеры обычно навещают своих подопечных не чаще двух раз в неделю, по мере поступления продуктов и вещей от таких же добровольцев, которые откликаются на объявления в соцсетях. А есть-то каждый день надо? Алексей охотно делится нужными адресами: из соседнего супермаркета просрочку тележками выкатывают, а там колбаса, сыр… В мясном отделе ТРЦ «Север» бомжам отдают мослы, оставшиеся после приготовления фарша. И себе на суп хватает, и Люське погрызть остается. Она ведь сырое не ест, не приучена. Зато хлеб — всегда пожалуйста.

Крупная симпатичная собаченция с человеческим именем — не самая тощая из тех, что бродят по оренбургским улицам. И, как ни странно, рядом с людьми, у которых по сути ничего нет, шансов выжить у нее больше.

А кому и люк — квартира
Фото: Юрий Стекачев

По словам Алексея, в общежитие на теплотрассе он перебрался минувшей осенью:

– У меня был люк на Терешковой, теплый хороший…А потом ребята вместе собрались. Можно сказать, я здесь только ради коллектива.

За полчаса на свежем морозном воздухе у нас уже пальцы на руках и ногах начали отмерзать. А он разгуливает по своему жилищу в одном свитере, говорит, тепло. Ночью, когда температура опускается до минус 20-ти, спасает одеяло. При этом бомжи не лишены привычных средств связи, включая интернет. Телевизора, правда, нет, да и зачем он? Ведь в смартфоне все есть, заряжают их у знакомых, которые живут поблизости, или в гаражных кооперативах. Там же расположен колодец, куда они ходят за водой. Поставил канистру на горячую трубу – вот тебе и горячий душ.

Не каждый, кто зиму проводит в теплотрассах, а лето в шалашах между заброшенными гаражами, постоянный обитатель улицы. Один из членов «общежития» сейчас охраняет дачу своих знакомых. А Вика вернулась в квартиру матери. Но если поругаются, не исключено, что опять в теплотрассе жить придется…Несколько бомжей из их компании подрядились на стройку: тыща в день, кормят — поят. Алексей, по профессии сварщик-строитель, тоже с ними собирался, но, говорит, опоздал на автобус. А главное — документов нет, без них на работу не берут.

— Идти мне некуда, я детдомовский, из Соль-Илецка, — делится Алексей. – Хочу в центр «Шанс» устроиться, чтобы мне документы сделали. Там полгода жить можно. Я туда соберусь скоро — хочу в жизнь выйти. От чего это будет зависеть? От моих…возможностей.

— Ладно, Леха, надумаешь в жизнь выйти, звони, будем помогать, — прощается Виталий.

Почему не в «Шанс»?
Фото: Юрий Стекачев

Иногда Виталий Панин и его друзья находят бомжей, замерзших в заброшенных домах и уже не способных двигаться самостоятельно. Таких, почти безнадежных, везут в поселок Родничный, где раньше был детский дом семьи Ярославкиных, Отмывают, лечат, находят временную работу. Помните скандал вокруг протестантов Любови и Ильи Ярославкиных, у которых в 2012 году забрали 16 приемных детей? Официальная причина – ненадлежащий уход за несовершеннолетними. Но, видимо, дело было и в том, что у Ярославкиных нашли приют и работу лица, имеющие судимости, алкогольную или наркотическую зависимость.

— Детей забрали, а большое хозяйство осталось, — рассказывает Виталий Панин. – Я знаю ситуацию изнутри и не согласен с обвинениями в адрес этих людей. Сейчас они продолжают заниматься реабилитацией. Это единственный центр, который берет бомжей, тех, за кого некому платить.

Пытался Виталий наладить сотрудничество и с оренбургским центром социальной адаптации «Шанс». Волонтеры привозили туда вещи, постельное белье. Но дальше этого дело не пошло. По словам Виталия, посторонних, даже потенциальных работодателей или психологов, туда не пускают. Да и самим бомжам, особенно если они не из областного центра, попасть в этот центр не просто.

Фото: Юрий Стекачев

— В «Шанс» только с трезвой головой идти, — прямо объясняет Вика. — И сначала надо пройти тест на ковид, а это 1400 стоит. И вообще там сейчас мест нет. Если пришел с улицы, будут проверять по полной программе. Берут оренбургских в первую очередь. А если с запахом поймают три раза, то больше не пустят. Но зато если взяли туда, могут за три месяца восстановить документы.

Действительно, в «Шансе» на улице Базовой предоставляют временный приют лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь пожилым и инвалидам. Помогают с документами, оформлением полисов медицинского страхования, пенсий и пособий, инвалидности, а также с трудоустройством. Но, к примеру, в прошлом году ЮУ писал о бродягах, разбивших лагерь в одном из районов города. Поначалу возможность вернуть паспорт и жить в ночлежке показалась им привлекательной. Но, узнав, что в заведении нельзя пить-курить-материться, бродяги решили пока оставить все, как есть.

Справка

По информации минсоцразвития Оренбургской области в нашем регионе всего три центра социальной адаптации для бомжей. «Феникс» на 60 мест (ул. Тобольская, д.6) и «Шанс» на 77 мест (ул. Базовая, д. 23/2) расположены в Оренбурге. АНО «Забота и уход» на 60 мест (ул. Некрасова, д.89 а) – в Бугурслане.

В них принимаются лица старше 18 лет, в первую очередь – пожилые и инвалиды, на срок до 6 месяцев в году. В таких центрах бесплатно предоставляется отдельное койко-место с комплектом постельных принадлежностей, двухразовое горячее питание, консультативная, правовая и организационная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, содействие в пенсионном обеспечении, направление в соответствующие организации социальной защиты населения. Все проживающие обеспечиваются одеждой и обувью по сезону, предметами первой необходимости.

В холодное время года на базе ЦСА «Шанс» работает также пункт ночного размещения на 10 мест. В 2020 году социальные услуги здесь получили около 300 человек. Представители «Шанс» и «Феникса» совместно с центрами социального обслуживания с 1 декабря 2020 года работают в «Социальном патруле». Всем обратившимся гражданам они раздают памятки с адресами центров социальной адаптации.

Валентина Соколова

One thought on “«Ищем, чтобы накормить и вдохновить». Оренбургские добровольцы готовят еду для бездомных

  1. На данный момент в АНО «Забота и уход» более 20 мест есть свободных. Возможно организовать транспортировку людей из Оренбурга и других городов Оренбургской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


Похожие новости

28-03-2024 18:50
Затяжной дождь и наступившее потепление
28-03-2024 18:09
Около 70% жителей Оренбургской области
28-03-2024 13:08
В Оренбурге талыми водами подтоплено
28-03-2024 11:31
Оренбургские полицейские за три дня
28-03-2024 10:29
В Оренбургской области ситуация с 
28-03-2024 9:31
Оренбургские сотрудники СК России сдали
27-03-2024 17:38
27 марта оренбургские депутаты приняли
27-03-2024 16:09
Андрей Разин предложил поклонникам группы
27-03-2024 15:20
Глава Кувандыского городского округа  Виктор
26-03-2024 15:30
В Орске улицы тонут в

Также читайте

25-03-2024 10:00
16-летняя Злата Фигурина, которая пришла на концерт в «Крокус Сити»
25-03-2024 13:58
Застреленную полицейским учительницу похоронили 24 марта в посёлке Первомайский Оренбургского
25-03-2024 11:32
25 марта в самом начале рабочего дня посетителей  ТЦ «Гулливер»
25-03-2024 12:45
Более 4,7 тысяч человек в Оренбургской области досрочно оформили страховую
28-03-2024 17:16
Мощная талая вода, которая идет из Актобе, ожидается в Оренбуржье
26-03-2024 9:00
Во время Великого поста православные отказываются от мяса, яиц, молочных