В Оренбургском театре драмы — «Обыкновенная история»

Влюблен, говоришь…  А котлетки скушать не желаешь?

Премьера спектакля «Обыкновенная история» по одноименному роману Ивана Гончарова состоялась в Оренбургском драмтеатре 8 марта.  По мнению режиссера-постановщика Александра Федорова, произведение, написанное в 1846 году, на удивление актуально. Как сегодня тысячи молодых людей в поисках лучшей доли устремляются в столицу, так и почти двести лет назад герой романа Гончарова отправился покорять Санкт-Петербург.

И хотя у 20-летнего дворянина Александра Адуева (актера Дмитрия Татаринцева) в имении осталось   сто душ крепостных, а под рукой всегда был верный слуга Евсей (заслуженный артист РФ Сергей Кунин), сути это не меняет. Надменный каменный город не торопится раскрывать ему свои объятия, как и родной дядя, совладелец стеклянного и фарфорового заводов, Петр Иванович Адуев.  Заперты со всех сторон —  и люди, и мысли, и чувства, восклицает главный герой. Тем не менее, обаятельный циник и прагматик в исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Тыщенко (в другом составе – заслуженный артист РФ Олег Ханов) не отказывает племяннику в своих наставлениях.   Туго тебе здесь придется, блеску много в глазах, замечает он. И это еще мягко сказано!

Драма   в инсценировке известного советского драматурга Виктора Розова начинается, как комедия: улыбку вызывают хлопоты матушки (актрисы Натальи Пановой), собирающей сына в дальнюю дорогу.  Романтичное прощание главного героя с деревенской возлюбленной, его подчеркнутая наивность и неумеренный восторг на грани гротеска. Например, когда декламирует «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Для Александра Адуева это не просто стихи, а, можно сказать, жизненное кредо.  Он полон надежд реализовать себя на литературном поприще, верит в вечную дружбу и идеальную любовь. Его влечет жажда благородной деятельности…А что же делает дядюшка – методично эти порывы душит!

Не то что юный романтик из середины 19 века, многоопытный современный зритель, заслушавшись остроумными монологами Петра Иваныча Адуева, начинает думать: а ведь прав он, сто раз прав! Медальон с волосами возлюбленной – за окошко, рукописи с восторженными стихами – на оклейку стены… Чтобы ускорить процесс перехода с небес на грешную землю.  Сергей Тыщенко будто создан для этой роли — настолько он органичен в образе современного дьявола-искусителя, который все святое и возвышенное ловко превращает в глупое и ничтожное.   Хочешь рассказать о своей любви – а котлетки холодной скушать не желаешь?

— Каждая реплика Адуева-старшего бьет в самое сердце, с одной стороны я с ним абсолютно согласен, — говорит режиссер спектакля. —  С другой – так не хочется, чтобы он был прав во всем. Может быть, когда Адуев-младший влюблен, со стороны это выглядит глупо. Но в такие моменты, возможно, разум и не должен преобладать.   Дядя, напротив, просчитывает каждый свой шаг. Даже когда сам влюбляется и планирует свадьбу.  Думаю, в любом из нас борется рациональное и нерациональное.  Нам хотелось поразмышлять на эту тему, чтобы зритель выбрал, кто ему ближе – Адуев-старший или Адуев- младший.

Стоит отметить, что для актера Дмитрия Татаринцева это не первое погружение в атмосферу 19 века, в образ чистого восторженного юноши.   «Обыкновенная история» — третья премьера сезона по произведениям русской классики.  Напомню, его открыла «Бесприданница» Александра Островского в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова.   А затем мы увидели  созданный известным столичным режиссером Борисом Морозовым специально для оренбургского театра драмы «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева, где Татаринцев   сыграл одного из главных персонажей — простого, естественного и немного наивного молодого человека. Но сегодня перед ним стояла более сложная задача.

—  Чтобы выразить бурную молодость, на такую роль можно было и студента взять, — объясняет Александр Федоров. —  Но есть и второй акт, когда обстоятельства ломают главного героя. Здесь нужна жизненная философия актера, как личности.   В Диме этот стержень есть.

По ходу спектакля странницы романа перелистываются стремительно.  Но при этом акценты расставлены очень верно, так, чтобы максимально точно передать дух произведения. От увлечения к увлечению Адуев-младший взрослеет и черствеет душой.  Потому что душа практически ничто, замечает он.  Ее даже не покупали, а как медальон с волосами   выбросили в окно.  Именно так поступает    первая столичная возлюбленная Александра, капризная и манерная барышня в исполнении Анастасии Павловой, когда на горизонте появляется более выгодный вариант.  Очередная пассия отражает новый этап в духовной деградации главного героя.  В отношения с искренней и страстной вдовой Юлией Тафаевой (актриса Юлия Ковальчук весьма натуралистично показывает, как не надо себя вести) вступает уже другой Александр:

— Юлечка, нельзя любить так безрассудно!

От восторженности не осталось и следа.  На его лице написана досада и разочарование, он сердит на весь мир. Неужели мне никогда не суждено вырваться из предсказаний моего дядюшки, вопрошает Адуев-младший.    Если дядюшка – дьявол-искуситель, то в роли ангела-хранителя выступает его жена – Елизавета Александровна.  Актриса Юлия Каштанова – воплощенное сострадание и понимание.  Та самая любовь, которая «не раздражается, все покрывает, всему верит, всего надеется». И там, где Адуев-старший препарирует поступки племянника с помощью психоанализа, тетушка лечит психотерапией.  Оба этих персонажа играют настолько жизненно, что и сам Станиславский сказал бы: «Верю!».  Большая удача этой постановки заключается в том, что режиссер и актеры следуют принципам русского психологического театра, которые исповедует художественный руководитель Оренбургской драмы Рифкат Исрафилов.

Безусловно, спектакль дарит зрителю и эстетического наслаждение – костюмы героев сделаны в духе времени и с большим вкусом, всего, по словам директора театра Павла Церемпилова, 140 экземпляров.  Вся эта роскошь вполне искупает лаконичность декораций.  Главная из них – поворотный круг, вращающийся, словно карусель.  На нем танцуют, устраивают сцены (кстати, автор пластического решения – актер Эдуард Султанбеков).  Это символ города, «каменного мешка», и намек на неизбежность некоторых событий.  Ведь племянник, судя по всему, готов повторить путь дяди.

Александр понимает, что у истин, которые проповедует его наставник, есть и оборотная сторона.  Однако ничего не может противопоставить «этой железной лжи, гробнице лучших чувств».  Глаза его уже не светятся, словно звёздочки, «сил хоть отбавляй, а желаний нет».   В общем, обыкновенная история, трагизм которой заключается именно в ординарности и закономерности происходящего. И все же финал спектакля, на мой взгляд, остается открытым.  Деградация (или эволюция?) героев продолжается.  Здесь нет правых и виноватых, и каждый волен решать, за кем из Адуевых истина.

Валентина Соколова, газета «Южный Урал»

Фото Дениса Матюхина

16+

 

 

 


Похожие новости

24-05-2024 8:30
День славянской письменности и культуры
18-05-2024 15:00
Владимир Бухаров, который недавно получил
18-05-2024 14:39
Глава региона поздравил юных оренбуржцев
14-05-2024 20:14
Сегодня на арене «Марсово поле»
14-05-2024 11:00
В Оренбурге состоялся концерт симфонического
8-05-2024 9:00
В музейно-выставочном комплексе «Салют, Победа!»
3-05-2024 13:07
Оренбуржец Богдан Замэ получил специальный
1-05-2024 8:00
Оренбуржцев приглашают провести праздник Весны

Также читайте

26-05-2024 16:00
В середине мая должен был состояться визит в Оренбуржье Святейшего
25-05-2024 15:00
Мэрия Оренбурга объявила тендер на застройку участка в 38,4 гектара. На
24-05-2024 15:24
В администрации Оренбурга опровергли сообщения о том, что мэр Сергей
24-05-2024 10:50
23 мая Денис Паслер встретился с инициативной группой орчан, чьи
24-05-2024 9:00
В областном центре территорию на проспекте Победы, где раньше находился
26-05-2024 20:30
Оренбуржец обратился в косметологическую клинику, чтобы исправить некоторые дефекты своей