Персональная выставка. Художник с планеты Венера
В зале Оренбургского музея изобразительных искусств на улице Володарского, 13, открылась персональная выставка Сергея Фазутова «Преображение».
Спасенная роспись
Если коротко: вернисаж Сергея Фазутова произвел фурор. Такого единодушного восхищения художников творчеством своего товарища по цеху и не припомню. Разве что на вернисаже Аркадия Ескина, чья жизнь трагически оборвалась как раз в день открытия выставки Сергея Фазутова, напомнив о том, что однажды оба замечательных творца выставлялись в этом зале вместе.
Сегодня Сергей Фазутов один занял все пространство выставочного зала. В экспозиции — 35 живописных холстов. Много это или мало? Судите сами: здесь же традиционно проходит выставка «Сто картин художников Оренбурга». А она включает в себя и более сотни работ. Просто живописные полотна Фазутова тяготеют к монументальности. Видимо, это объясняется тем, что после окончания Оренбургского художественного училища он поступил на факультет монументально-декоративного искусства в знаменитую Строгановку — Московское высшее художественно-промышленное училище. А в качестве специализации предпочел отделение «Стекло», став по окончании витражистом, что тоже заметно сказалось на композиционных принципах его живописи. В частности, речь об условности и оптических эффектах, свойственных искусству витража.
Его картины напоминают восточные ковры, орнаментальные узоры, схемы, чертежи, наскальные рисунки. Кто что увидит, исходя из своего воображения и фантазии. Сам автор считает, что душа его знаков — родом из древних цивилизаций. Но воплощена она в пластике не просто современной, а придуманной самим художником. Что говорит о глубоком знании истории искусств, творческом поиске и совершенстве техники Сергея Фазутова.
Рассуждая о природе его творчества, интересно отметить: в Оренбургском художественном училище его педагогом был народный художник СССР Николай Павлович Ерышев — один из основоположников «сурового стиля», приверженец реалистической школы. Но ученик не пошел по стопам учителя, сформировавшего его базисную основу. Он избрал собственный путь, в котором обрел свой характерный почерк. Настолько яркий и индивидуальный, что по творчеству нашего земляка в Уральском университете читался курс для будущих деятелей изобразительного искусства.
Кстати, именно Сергею Фазутову мы обязаны тем, что роспись Николая Павловича, украшавшая стену в актовом зале городской администрации, не была уничтожена. Один из важных чинов, сочтя неактуальным сюжет росписи, посвященный революционному прошлому страны, потребовал закрасить стену. Но Сергей Фазутов, бывший тогда в должности главного художника города, настоял на том, чтобы роспись не закрасили, а прикрыли щитами. Надеемся, наступит время, когда ее вновь откроют.
От рисунка — к картине
Однако вернемся в выставочный зал. Помимо живописных произведений представлены графические листы, глядя на которые можно проследить, как воплощался замысел художника на пути от рисунка к картине.
— Этого события мы ждали очень долго, — сказал на открытии выставки директор музея Юрий Комлев. — И рады, что сегодня можем показать работы Сергея Фазутова во всем их многообразии. Даже столичные галереи позавидовали бы нашей выставке. Потому что в такой технике, в таком направлении работают единицы. Столь масштабные произведения сегодня мало кто создает. Помимо большого труда и терпения здесь еще и дорогое удовольствие. Про талант я не говорю, это априори. Выставка наполнена светом, цветом, солнцем, позитивом. Можно только порадоваться за нашу оренбургскую художественную школу.
Достойным продолжателем блистательной плеяды художников, работавших в Оренбурге в 70-х годах, назвала своего однокурсника Сергея Фазутова доцент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета кандидат искусствоведения Светлана Шлеюк.
— Сергей Фазутов — очень большой мастер, — подчеркнула она. — Он превосходный цветовик, график и просто эстет. Эта эстетика присутствует в организации и всей экспозиции, и каждой живописной и графической работы. То, что мы видим, — результат многолетнего труда. Очень кропотливого. Не каждый художник сегодня настолько поглощен искусством, в частности живописью, как Сергей. Любая его работа несет свой собственный символ. Если захотите, вы его прочитаете.
Я так мыслю…
Автору уникальной техники ажуроплетения заслуженному художнику России Алле Васильченко близка лаконичность символических образов Сергея Фазутова, имеющих несомненное родство с произведениями декоративного искусства.
— Его символы, помимо того что с огромным вкусом разработаны по цвету, несут большой информационный заряд, — говорит Алла Александровна. — Ни одна работа не повторяется. Они все разные. И, несмотря на размер, не мешают друг другу, а дополняют одна другую. Обычно художники говорят: я так вижу. А Фазутов может сказать: я так мыслю. Он мыслит символическими образами. Это говорит о том, что он философ.
А вот главный художник города Наталия Бровко, сменившая на этом посту Сергея Фазутова, назвала его инопланетянином. Потому что, попав в этот зал, переносишься в другие миры. С какой планеты Фазутов? Наверное, с планеты Венера, считает она, раз в его творчестве присутствует тема мужчины и женщины. И в каждом полотне — тема любви. А как человек может писать любовь, если он ее не чувствует? Совершенно очевидно, что Сергей Фазутов «весь в любви». И в первую очередь любит жизнь.
— Такого уровня художников сегодня — единицы, — уверена Наталия Бровко. — Мельчают творцы. Хочу, чтобы выставка имела продолжение. Для этой экспозиции требуется пространство раза в три больше, картины должны «дышать». Пусть проект поедет дальше – в Москву, Санкт-Петербург. Президентский грант позволяет сделать это. Надо, чтобы эта выставка побывала в Швейцарии. Там она будет очень востребована. Все холсты раскупят. И Фазутов станет миллионером.
Посетить выставку можно в рамках проекта «Пушкинская карта». Каждую субботу будут проходить кураторские экскурсии по выставке. Во время экскурсии участники познакомятся с биографией художника и его творчеством. Узнают, что является основой авторских идей и стилизаций, откуда появились знаковые формы, разберут принципы построения композиции.
Наталия Веркашанцева
Похожие новости
Также читайте