Здесь русский дух. Звенигород покоряет и не отпускает

«В Звенигороде, в самом деле, хорошо, — сказал Антон Павлович Чехов своей будущей супруге Ольге Книппер. И еще добавил: -Непременно поедем, супружница моя хорошая». Он работал в этих местах врачом. А до этого вместе с друзьями прошел пеший путь, который выбирали паломники еще со времен царя Алексея Михайловича, от Воскресенска до Звенигорода — от Ново-Иерусалимского монастыря до Саввино-Сторожевской обители.

«Стыдно сидеть в душной Москве…»

А еще Чехов заманил сюда страдающего от душевного кризиса, чуть было не закончившегося самоубийством, своего друга — художника Исаака Левитана.

«Стыдно сидеть в душной Москве… Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать… Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан», — прельщал он товарища. Тот приехал и, живя в слободке под Саввиным монастырем, в самом деле излечился от депрессии.

Ну и как же было автору этих строк не отправиться в это волшебное место? Кроме того, очень хотелось узнать, почему Звенигород так назвали – из-за обилия церквей, колокольный звон которых наполняет округу, или из-за звонкоголосых птичьих хоров, населяющих дубравы.

Звенигород – один древнейших городов Подмосковья, упоминающийся еще в духовных грамотах московского князя Ивана Калиты в 1339 году, поразил и своим почтенным возрастом, и яркой биографией, но более всего, я бы сказала, русскостью. Наверное, это и есть то самое место, о котором Пушкин написал: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Сюда ездили на богомолье цари — Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович. При одном только перечислении этих имен перед глазами встает русская история. Приезжал в Звенигородский монастырь Пушкин, после чего прочитал и переложил на свой лад старинное житие основателя обители — игумена Саввы. Из художников помимо Левитана здесь побывали Константин Коровин, Илья Репин, Алексей Саврасов. Да что говорить! Здесь расписывал стены Успенского собора Андрей Рублев. Фрагменты этих росписей хранятся в местном историческом музее.

Гостинец от Пушкина

Гордость здешних мест — памятники усадебной культуры. На территории Звенигородского уезда существовало около 130 усадеб, владельцами которых были представители 60 дворянских фамилий. Впечатляющие цифры! Просвещенные владельцы усадеб строили великолепные дворцы, составляли коллекции предметов старины, восточного и русского оружия, фарфора и керамики, собрания русской и европейской живописи, огромные домашние библиотеки. Несметные художественные богатства! Не будь этих усадеб, считают специалисты, мы не имели бы ни Толстого, ни Гончарова, ни Тургенева, ни Лермонтова. А я бы добавила сюда и Пушкина, приезжавшего еще ребенком в здешнюю деревушку Захарово — имение своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Ведь именно здесь он впервые соприкоснулся с природой, познакомился с обычаями и укладом русской деревни. Не случайно пушкиноведы называют Захарово поэтической родиной поэта. Здесь маленький Саша, не знавший до шести лет ни слова по-русски, услышал русскую речь. Бабушка просто запретила говорить в Захарове по-французски, разогнала иноземных гувернеров, доверив внука Арине Родионовне и дядьке Никите Козлову, тому самому, который переносил раненого на дуэли Пушкина из кареты в квартиру, а потом провожал гроб с телом своего воспитанника в Святогорский монастырь. Дельвиг писал о бабушке своего лицейского друга: «Она-то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта… Она выучила его русскому чтению и письму». Если мы скажем, что подмосковное сельцо спасло для нас наше все, в этом нисколько не будет преувеличения.

Дом Марии Алексеевны расположен в саду. Он полон света. В нем много укромных уголков. Вот уютная ниша с маленьким диванчиком и детским креслицем. В этом уголке бабушка, наверное, и читала маленькому внуку сказки. Интересно, какие они были до Пушкина? А вот большая зала, посреди которой стол. Тот самый, который вспоминал позднее поэт в своих стихах:

Но вот уж полдень — в светлой зале

Весельем круглый стол накрыт;

Хлеб-соль на чистом покрывале,

Дымятся щи, вино в бокале,

И щука в скатерти лежит.

Верю, что здесь Пушкин был вполне счастливым. А «счастие, — как сам же он и напишет, — есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».

Уходя из дома Марии Алексеевны, иду через яблоневый сад. Под старыми деревьями с замшелыми стволами лежат яблоки. Поднимаю одно: привезу детям гостинец от Пушкина.

Золотая клетка для царицы

Самая главная достопримечательность Звенигорода – Саввино-Сторожевский монастырь — один из наиболее почитаемых в православии. Основан он в 1398 году учеником Сергия Радонежского Саввой, подвизавшимся в скиту на горе Сторожа. Саввина обитель всегда находилась под патронажем сильных мира сего — сначала великих князей Московских, потом – государей дома Романовых. А основатель ее почитался как молитвенник за богоизбранных царей. В середине XVII века царь Алексей Михайлович, выбрав обитель под государево богомолье, возвел «каменный город». На территории монастыря царь построил дворец для себя и своей свиты. Здесь же велел возвести палаты для своей первой супруги – царицы Марии Ильиничны Милославской.

Царицыны палаты – уникальное строение! Белокаменное крыльцо, старинная форма оконных и дверных проемов, анфилада комнат, одна наряднее другой, с расписными порталами и сводчатыми потолками — все это похоже на сказочный терем. Тут и там сундучки и ларцы, в которых хранились царицыны драгоценности, косметика и рукоделия. А сами украшения, вышивки и прочие женские штучки находятся на стеклянных стеллажах. Чтобы всем было видно: царской жене даже в золотой клетке было чем себя занять и утешить.

Теперь здесь – Звенигородский музей. В те дни, когда я была в монастыре, работала выставка Зураба Церетели, на которой экспонировались иконы, «написанные» эмалью. Каких только сюжетов тут нет! Скажу честно, не боясь вызвать иронию у противников Церетели, у меня экспозиция вызвала глубокое почтение к автору. Это же как надо знать Библию, чтобы создать столько произведений!

Особенные пчелы

История историей, но большинство людей все-таки приезжают и приходят сюда для того, чтобы прикоснуться к мощам Саввы, помолиться в пещерке, куда он уединялся для сокровенной молитвы. Ежегодно обитель преподобного старца посещает более полумиллиона паломников. Те, что встречались мне, совсем не богомольные старушки. В основном – юноши, девушки, молодые мамы с детишками. Здесь нет привычного ощущения, что церковь – это что-то грозное, связанное со старостью, смертью и Страшным судом. Наоборот, начинаешь понимать, что церковь – это молодость и жизнь, светлая и радостная. Вон как благоухает поле синих цветов-медоносов. А посреди поля – березка в золотом сиянии. Как свеча перед алтарем. Под обрывистым склоном — ульи, выкрашенные в цвета флагов разных стран мира. Не пасека, а Интернационал! Здесь, наверное, и пчелы особенные.

Побывав в Звенигороде, подтверждаю: здесь и в самом деле хорошо. На свой детский вопрос, почему Звенигороду дали такое имя, нашла ответ. Конечно, из-за колокольных звонов. Но, думаю, птицы тоже имеют к этому отношение. Во всяком случае, и благовест, и птахи заставляют нас поднять глаза к небесам.

Наталия Веркашанцева


Похожие новости

19-03-2024 17:50
На территории будущего Оренбуржья впервые
28-02-2024 9:26
Чартерные рейсы из аэропорта Оренбурга
5-02-2024 12:15
Туристический потенциал Оренбуржья был  представлен
13-01-2024 15:00
О небывалом росте туристического потока,
29-12-2023 8:00
Во время семидневного путешествия туристы 
21-12-2023 14:07
Оренбург по итогам 2023 года

Также читайте

25-03-2024 10:00
16-летняя Злата Фигурина, которая пришла на концерт в «Крокус Сити»
25-03-2024 13:58
Застреленную полицейским учительницу похоронили 24 марта в посёлке Первомайский Оренбургского
25-03-2024 11:32
25 марта в самом начале рабочего дня посетителей  ТЦ «Гулливер»
25-03-2024 12:45
Более 4,7 тысяч человек в Оренбургской области досрочно оформили страховую
26-03-2024 9:00
Во время Великого поста православные отказываются от мяса, яиц, молочных
26-03-2024 13:17
В Оренбуржье в 2024 году на поддержку «детей войны», а