Орский священник Сергий Баранов рассказал ЮУ о съемках своего кино про СВО

Орский протоиерей Сергий Баранов, духовник Иверского женского монастыря, уже известный своей богатой фильмографией, снял документальное кино, вернувшись из гуманитарной поездки в зону специальной военной операции. Философскую ленту на большом экране посмотрели сотни зрителей из Гая и Орска, готовится показ жителям Оренбурга, Томска, Воронежа, Москвы и других городов. Все лето фильм «Три дня войны» о буднях Северодонецка и Кременной будет демонстрироваться в залах кинотеатров, а затем автор обещает выложить его в Интернет для общего доступа.

Кадры и думы потрясли зрителя

На премьере зрителям не хватило не только кресел и заранее припасенных стульев, но и мест в проходах. Люди разных возрастов сидели даже на ступенях и в любом свободном уголке. Тихо плакали в темноте. Документальные кадры и философские размышления о войне и Боге потрясли всех до единого.

 

— Отец Сергий, вы присутствовали в зале? Видели народный отклик?

— Ушел в самом начале, поскольку волновался, чтобы не было технических сбоев, следил за этим. Уже после показа ко мне подходили зрители. Несмотря на то что фильм снял православный священник, в зале присутствовали два мусульманских муллы, они со слезами меня поблагодарили. Самое дорогое, что молодежь, которой, как они сами говорят, глубокие фильмы «не заходят», просили пожать руку. Со старшим поколением понятно, но, если молодые люди задумались, это дорогого стоит. Далеко не все испорчены либеральными идеями, и аншлаг, наверное, тоже свидетельствует о многом. Все изначально знали, что идут далеко не на развлекательный фильм.

 

— У вас большая команда? Тех же монтажеров, звукорежиссеров…

— Все раньше делали с сыном, однако сейчас он болен. Ранен, участвовал в числе добровольцев в разведке на переднем крае, с 2014 года он на Донбассе, в Дебальцево. Дети орских священников многие давно там.

 

— Поездки с гуманитарным грузом и для поддержки бойцов — ваша личная инициатива?

— У нас не заставляют, нам не запрещают. Там наши ребята воюют. Да и как священнослужители могут не понимать, кто на чьей стороне и ради каких ценностей идет бой. Я много ездил по миру, в ту же Америку: постхристианскую, даже нет – антихристианскую. Там венчают двух мальчиков, двух девочек. Для нас это дико, а для них – норма. Подальше бы быть от такой псевдокультуры.

 

Души открывали сами

— Что предполагает духовная помощь на передовой?

— Прежде всего мудрость и осторожность, не надо ничего искусственно надумывать, все естественно рождается. Священник может поехать и сделать хуже, если не понимает всего психологизма ситуации. Нет, он не должен как замполит с пистолетом кидать возгласы и произносить лозунги, он должен быть обычным человеком рядом с ними. Не таким, который приехал со стороны, набросал неких высоких идей и тут же уехал домой. Поначалу бойцы, которые только вышли из боя, встречали нас с недоверием, смотрели как на балласт, порой с пренебрежением. А когда уезжали, обнимали на прощание. Мы не навязывали идеологии, мы приехали просто побыть, не наставлять, не учить и не вразумлять. А вопросы люди сами начинали задавать, к ним не надо было в душу лезть, входить в нее без стука. Мы ездили к добровольцам, которые ни на кого не обижаются, ни на что не жалуются. Их никто не гнал, сами пришли. Побеждать современный нацизм.

 

— Встречали ли вы атеистов там, где рвутся снаряды?

— Мне рассказывали одну историю. Ребята там с позывными, пришел как-то новенький с нашивкой «Атеист», после первого боя он ее сорвал, передумав так называть себя. Глупости все это, ты смерти хочешь доказать, что атеист? Да она посмеется в лицо и заберет в любую минуту.

 

— Еще планируете поездку?

— Да. Духовная поддержка бойцам необходима. У человека появляется надежда на помощь свыше в критической ситуации и смысл жизни. Если он каждую минуту живет как последнюю, возникает вопрос: а почему я вообще родился, чтобы вот сейчас в этом грязном окопе умереть?

 

Венчание с риском для жизни

— Как родились «Три дня войны»?

— Этот фильм мы вообще не снимали, когда ехали с гуманитаркой. Сюжеты возникли спонтанно, но это не совсем точное слово. Будущую документальную картину действительно благословил Господь. Когда я ехал назад в Орск, два дня молчал и «смотрел» кино, которое уже логично вырисовывалось. Не надо было ничего выдумывать. Отпевание в солдатском морге – трагичная реальность в зоне СВО. А венчание поистине уникально на передовой, где риск существует каждую минуту. Командир отряда волновался и сомневался до последнего, прежде чем вообще одобрить. По всем законам войны в эту точку должно было прилететь, тем более что включались телефоны для съемок. Но значит, это было не наше время и не наше место.

 

— История знакомства этой пары вам тоже известна?

— По сути, она тоже достойна отдельного кино. Невеста из Петербурга, жених из Карелии. Он ехал с войны, а она — на Рождество к дочери, и одновременно каждый из них опоздал на свой поезд. Женщина сидела на вокзале в Москве и плакала, а мужчина случайно задел ее рюкзаком и в знак извинения принес кофе и пирожное. Так произошло знакомство, а потом прикипели друг к другу сердцами. На позицию она приехала вступить в брак, форму сшила специально для венчания. К слову, здесь надо соблюдать правила экипировки. Я тоже переодевался в камуфляж: священник – дорогой подарок для противника, его можно или выгодно выменять, или зверски убить.

 

Есть ли на войне Бог

— Людей в наших мирных городах изменили военные действия на Украине?

— Не особо. В какой-то мере, может быть, а глобально – нет. Семьи, откуда ушли мобилизованные, по-иному воспринимают действительность, но относительно общей массы их не так много. Тех, кого лично коснулось, конечно, изменило, но многие продолжают жить с восприятием, что все происходит где-то далеко. Если кто не понимает, не так страшно. Страшно, когда не хотят понимать. Пацифизм – это ведь лицемерие и утопия до тех пор, пока угроза не пришла в дом. Пережив трагедию, как та женщина из фильма, на руках которой сгорел сын, подожженный нацистами еще задолго до 24 февраля, я думаю, каждый бы поменялся. Пацифист, который произносит высокие слова, когда наносят увечья родным, это или мерзавец, или трус, или сумасшедший. Нормальный человек вступится за мать, девушку, ребенка, Родину. Самое главное лицемерие наших пацифистов, когда как точка начала войны подается 24 февраля и стираются из памяти напрочь восемь лет бомбежек на Донбассе.

 

— В силах ли каждый из нас как-то повлиять на восприятие СВО молодежью, порой либерально настроенной?

— Всегда есть выход, решение, просто его нужно искать, а не говорить, что мы ничего не можем сделать. Это самая глупая позиция. Каждый на своем месте – рабочем, управленческом и родительском должен что-то делать. Вовсе не значит, что мы все должны пойти на войну, но должны стремиться к единому духовному разумению.

 

— Одна из основных идей фильма – поиск смысла. В чем же высший промысел Бога на войне?

— Есть спорные, трудноразрешимые вещи, а есть фундаментальные понятия. Если ты верующий человек, то не можешь не знать историю Содома и Гоморры. У меня есть друг в Киеве, я его духовник, но отчасти он на той стороне. Спрашиваю: что они сделают с вашей страной, если уже сейчас, в самый неподходящий момент уничтожают церковь? Молчит. А вопрос о Боге на войне мне уже задавали прихожане и студенты из Томска. Может ли Бог благословлять военные действия? Я ответил, что, если бы не было Бога на войне, не было бы Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова, да и Родины бы у нас давно не было. Шведы, немцы, турки отобрали бы ее, если бы народ не защитил.

 

Не грех, а честь

— То есть Бог на нашей стороне?

— Это далеко не сегодняшний лозунг русского человека. «Мы русские, с нами – Бог» — знаменитые слова великого полководца Суворова. Александр Невский тоже произнес фразу: «Не в силе Бог, но в правде». Ничего не изменилось.

 

— Получается, убийство на войне не грех?

— Царь Давид воевал, Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дал двух монахов-схимников – Пересвета и Ослабя, которые и вступили в первый бой – это исторический факт. Воевать за Родину и веру – это не грех, а даже честь.

 

— Как вы считаете, финал битвы за правду и добро близок?

— Не настолько. Горе человека перерождает, но значит, мы еще мало хлебнули, как бы это жестоко ни звучало.

 

Юлия ЗАМЯТИНА

Кадры из фильма и фото предоставлены Сергем БАРАНОВЫМ

16+


Похожие новости

5-03-2024 16:11
Минсельхоз Оренбургской области ввел карантин
5-03-2024 13:56
Трое мобилизованных оренбуржцев вернулись из 
5-03-2024 12:53
Роскошное иллюстрированное издание о легендарной 
5-03-2024 12:04
62-летняя жительница Оренбургского района по
5-03-2024 11:27
В Оренбурге вручили награды победителям
5-03-2024 10:46
В Оренбургской ОКБ №2 провели
4-03-2024 19:00
4 марта в Оренбурге чествовали
4-03-2024 18:40
На большинстве остановочных павильонов областного

Также читайте

2-03-2024 13:52
В течение последних двух месяцев от родителей Оренбурга поступали многочисленные
4-03-2024 11:52
Бывший министр здравоохранения Оренбургской области Галина  Зольникова получила условный срок
4-03-2024 8:00
Дачный сезон начнется в Оренбурге совсем скоро. Но из-за нехватки
2-03-2024 11:41
В Оренбургской области по итогам личного приема граждан, проведенного генпрокурором
4-03-2024 15:55
Жители областного центра до сих пор вынуждены подолгу ждать нужный
2-03-2024 8:00
Сотрудник ГИБДД города Гай, которого арестовали за получение взятки в