Фестиваль «Восток & Запад». Шесть дней любви к кино

Когда этот номер «Южного Урала» попадет в руки читателя, уже будут известны результаты кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард», проходившего в Оренбурге с прошлого четверга. Мы же, работавшие на фестивале все шесть дней, итогов пока не знаем. Но такова специфика допечатной подготовки. Тем интереснее будет вспомнить наиболее яркие моменты «Востока – Запада», ставшего для Оренбурга ярким культурным событием.

Ежегодный или биеннале?

Нынешний «Восток – Запад» — уже 14-й. Он пережил период споров – а не стать ли ему биеннале, то есть проходящим раз в два года, – и справедливо решил, что нужен оренбургскому зрителю каждый год. Зритель с таким выводом согласен. И подтверждает это, приходя в кинотеатры и «голосуя ногами» за знакомство с новыми фильмами.

Перед рассказом о самом фестивале — немного из его кулуарных обсуждений. Еще в прошлом году думали: может, обойтись без прохода звезд по красной дорожке на открытии? Ведь ковид же, к чему такое шоу… Но не отменили. Красная дорожка – это и есть фестиваль, его неотъемлемая часть. Ее все ждут: и артисты, и зрители. Поэтому сохранили, но обставили мерами предосторожности. В нынешнем году к этому добавились сдача гостями сразу по прилете ПЦР-теста, ношение масок (в том числе и зрителями), неполная посадка в залах.

Звезды, на сцену!

Само открытие состоялось в ДК «Газовик». Вопреки традиции и следуя тренду на сохранение социальной дистанции, вел церемонию один ведущий – заслуженный артист России Александр Олешко. Он не забывал текст, где надо шутил – казалось, что для него это сплошной экспромт и удовольствие, а не работа. У него все получилось с частицей «не»: непошло, ненавязчиво, нетяжело. Открыли фестиваль его президент Татьяна Воронецкая и вице-губернатор по социальной политике Татьяна Савинова, поприветствовавшая участников и зрителей от имени губернатора Дениса Паслера. В этот вечер на сцене «Газовика» побывали звезды советского и российского кинематографа Ивар Калныньш, Валерия Ланская, Евгений Князев, Федор Добронравов. Главная интрига открытия – кому же достанется первый сарматский лев «За вклад в искусство» — разрешилась, когда Олешко объявил Ирину Алферову — Констанцию из «Трех мушкетеров». Едва она поднялась в зале, как к ней внезапно устремились три мушкетера и словно королевскую особу проводили на сцену, где бережно укрыли ее плечи белой оренбургской паутинкой. Кажется, Ирина Ивановна сама этого не ожидала. Равно как и того, что после вручения ей первой награды 14-го «Востока — Запада» весь зрительный зал встанет как один и примется аплодировать. Вот так, под гром оваций, со слезами на глазах любимица многих и возвращалась к своему креслу…

От Австралии до радости

С каждым годом программа фестиваля становится все более насыщенной. Нынче это не только 36 конкурсных киноработ (по восемь в международном конкурсе и открытом российском «Сплетенные параллели» плюс 20 короткометражек), но и фильмы, посвященные 60-летию полета человека в космос, ретроспективная программа «Ленфильма» («Духов день», «Окно в Париж» и «Левша»), детско-недетские картины «От 0 до бесконечности», киношедевры Ларса фон Триера, девять лучших короткометражек из Австралии, плюс фильм открытия «История Акиты и Пальмы» и спецпоказ работы Федора Добронравова «От печали до радости». Все это было спрессовано в четыре фестивальных дня, с пятницы по понедельник. Из-за того что управление Роспотребнадзора не рекомендовало проводить показ в летнем кинотеатре на Беловке, все было представлено только в «Космосе» и «Соколе». На этот раз, увы, почти без дублей. И тот, кто хотел бы увидеть те же короткометражки, должен был пожертвовать, например, чем-то из международной или российской конкурсной программ.

Любовь рулит

Нынешний фестиваль снова подтвердил свой неофициальный статус «территории открытий». Например, он открыл двух хороших новых режиссеров, которых раньше мы знали как актеров, – молодого Александра Цоя (сыграл хана Батыя в «Легенде о Коловрате») и более опытного Александра Балуева (за фильм «Мусульманин» на «Кинотавре» получил приз за лучшую мужскую роль). Общее у картин одно — они обе про любовь: недопроявленное внимание, недоподаренную заботу, уходящие чувства, гаснущую надежду… В принципе, о том же и половина конкурсных короткометражек — хотя, по словам отбиравшего фильмы для фестиваля его программного директора Романа Дорофеева, сегодня у режиссеров в тренде темы одиночества и изоляция. Отсюда малолюдность в кадре, углубленность героев в свои воспоминания и переживания. И в большем выигрыше здесь, естественно, те, кто нетривиально преподнесет наиболее близкую каждому тему любви, затронув что-то индивидуальное.

Восток – дело тувинское

Наиболее удачным отображением восточной части нынешнего кинофестиваля стал фильм тувинского режиссера Ролана Ооржака про события 1919 года. Молодой красноармеец ведет в город на расстрел простого арата, неграмотного крестьянина, который на поверку оказывается куда более мудрым, чем этот политически подкованный, наслушавшийся большевиков русский «товарищ». У автора тоже малолюдность в кадре: всего 10 персонажей. И одиннадцатым стала природа Тувы, которую Ролан постарался передать с большой любовью. У него много символического заложено именно в природных проявлениях – подошедшей попрощаться большой овчарке, в которую, видимо, на время переселилась душа только что умершего друга; пролетающих журавлях как символе верности дружбе; даже в ветре и дожде. В лучших советских традициях режиссер выверял этнографическую идентичность тому, что было век назад. И у него это получилось. Кстати, бюджет фильма составил всего 600 тысяч рублей, которые выделило тувинское министерство культуры, – при том, что на некоторые показанные на фестивале короткометражки тратилось до 1,7 миллиона рублей…

Снятому – верить!

Один из наиболее сильных фильмов российского конкурса — «Архипелаг». Он про Шпицберген и незаслуженно забытый подвиг российских ученых, которые в конце XIX века путем установления на острове сигналов-маяков хотели определить реальные размеры и форму земного шара.

Режиссеру Алексею Тельнову удалось не свалиться в ура-патриотизм и модное сейчас «мы в кольце врагов», хотя в сценарии было и вредительство, и покушение, и убийство. «В снятое веришь как в реальность», — сказал после сеанса один из зрителей. В результате получилось зрелое мужское кино про сильных людей и любовь. Вот таким бы фильмам широкое прокатное будущее, а не бесконечным полицейским сериалам…

Кстати

*Для трех конкурсных программ XIV Международного кинофестиваля «Восток – Запад» было отобрано 36 фильмов из предложенных 250.

Владимир Беребин


Похожие новости

22-04-2024 17:45
20 апреля в Оренбургских библиотеках
22-04-2024 15:30
Самый масштабный фестиваль народного творчества
19-04-2024 16:43
Губернаторский музей станет участником выставки
4-04-2024 9:00
Художественным руководителем нового симфонического  оркестра
28-03-2024 17:59
Солистка Оренбургской музкомедии Екатерина Садовская
26-03-2024 10:39
Губернатор Денис Паслер анонсировал начало
25-03-2024 21:26
25 марта в областной филармонии
21-03-2024 10:00
25 марта  в областной филармонии
20-03-2024 16:15
Решение увеличить количество бесплатных билетов

Также читайте

23-04-2024 18:15
Жители затопленного оренбургского поселка Дубовый Плес возвращаются в свои дома.
23-04-2024 18:57
Уполномоченный по правам человека в Оренбуржье Анатолий Чадов отреагировал на
23-04-2024 16:00
Правительство региона опровергло заявление жительницы Орска о том, что та
22-04-2024 12:43
Уровень воды в Урале у Оренбурга продолжает снижаться. На 12:00
23-04-2024 17:54
В  связи с паводком начать дачный сезон в Оренбурге одним
23-04-2024 8:00
В областном центре неожиданно зацвели плодовые деревья — вишни и